logo
Философия1

Глава 1. От социализма к цивилизму. Концепция цивилитарного права 347

тализма (как коммунизма) с точки зрения диалектики социально-исторического прогресса во всемирной истории. При этом, конечно, речь идет не о гносеологическом или моральном упреке в адрес Гегеля или Маркса как идеологов соответственно капитализма и коммунизма, а прежде всего о неизбежной объективно-историче­ской ограниченности их представлений о путях последующего ис­торического развития, о будущности права, свободы, собственности и т. д.

Каждая концепция по-своему абсолютизировала относитель­ное, выдавая конец видимого отрезка истории за конец истории вообще. Такой видимой частью истории для гегелевской концепции является капитализм, для марксизма — антикапитализм. И каж­дая из этих концепций трактовала невидимую ей часть истории как простое и прямое продолжение (до дурной бесконечности — до "конца истории") видимой части истории. Отсюда и неизбежное ис­торическое мифотворчество о неизвестном будущем, находящемся за невидимым грядущим очередным большим поворотом истории.

Современная перепроверка — с позиций концепции цивилиз­ма — прошлых представлений об историческом прогрессе свободы и права позволяет выявить в них верное и познавательно ценное от исторически обусловленных иллюзий, искажений, недоразуме­ний (а всякий миф в своей основе — это в буквальном смысле не-до-разумение, т. е. еще адекватно не понятое, пока что не дос­тупное разуму).

Так, с точки зрения концепции цивилизма очевидна мифоло-гичность представлений о капитализме как вершине и конце про­гресса свободы, права, собственности и т. д. Но вместе с тем в этих представлениях (особенно глубоко и ярко — у Гегеля) присутству­ет та верная мысль, что свобода, собственность и т. д. возможны лишь в правовой форме, что исторический прогресс — это по сути правовой прогресс и что, следовательно, выход за границы капита­лизма, его отрицание — это одновременно отрицание права, свобо­ды, собственности вообще. Реальный (антикапиталистический) со­циализм XX в. выразительно подтвердил это.

Мифом оказалось и представление о том, будто отрицание ка­питализма (частной собственности, правового равенства и т. д.) ос­вобождает людей, дает им большее, "фактическое равенство", ве­дет к полному коммунизму и т. п. Но многие критические положе­ния этого подхода (критика недостатков частной собственности, указание на ограниченный характер формально-правового равен­ства и т. д.) по существу верны, хотя и искажены коммунистиче­ской мотивацией, критериями и ориентирами этой критики. Реаль­но-историческим подтверждением основательности этой критики является фактическая ликвидация капитализма в XX в. в целом ряде стран в духе именно марксистско-пролетарского антикапи­тализма.

348 Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства

Хотя этот антикапитализм (в реальной истории — социализм) не привел к прогнозированному "полному коммунизму", однако его всемирно-историческое место в качестве переходного периода ме­жду капитализмом и цивилизмом не менее значимо, чем доктри-нально предсказанного коммунизма. С точки зрения прогресса сво­боды и права смысл социализма — в подготовке необходимых ус­ловий для перехода к цивилизму.

В контексте изложенной диалектики исторического прогресса свободы и права (от капитализма — через социализм — к циви­лизму) можно сказать, что с исторических и теоретических пози­ций и Гегеля, и Маркса (да и вообще — до современного кризиса социализма) цивилизм не только не виден, но и вообще не вообра­зим, поскольку его тогда и за потенциальным историческим гори­зонтом мысли и реалий еще не было. Ограниченная позитивная диалектика Гегеля в действительности упирается в капитализм, радикальная негативная диалектика Маркса завершается антика­питализмом. Концепция цивилизма продолжает диалектику исторического прогресса, преодолевая ограниченность гегелевской и негативизм Марксовой версий диалектики исторического раз­вития.

Если даже реальный социализм XX в. упустит объективную возможность для перехода к цивилизму, то это вовсе не будет оз­начать ни потери самой идеи цивилизма (и ее автономного регуля­тивного воздействия — и без прямой практической ее реализации в концептуально "чистом" виде), ни уже навсегда открывшегося пути к нему. Без перехода к цивилизму ни коммунистическую идео­логию, ни новые попытки ее реализации преодолеть невозможно.

Без признания правового института гражданской собственно­сти любая индивидуальная собственность будет по своей природе частной собственностью со всеми присущими ей антагонизмами, а там, где есть частная собственность, там неизбежна и борьба про­тив нее, там естественно возникает и коммунистическая идея — бессмертная идеология несобственников.

Кровавый путь от капитализма к социализму был проделан при попутном ветре истории, усиленном чарами притягательного мифа о всеобщем земном рае. Проект возвращения от социализма к капитализму лишен не только подобных сверхмотивации, абсо­лютно необходимых для любого большого исторического дела, но и той справедливости и соответствующей массовой поддержки, ко­торые необходимы для достижения социального согласия в обще­стве с социалистическим прошлым. Сделать бывшее небывшим не могли даже олимпийские боги. Тем более что "бывшее" (в нашем случае социализм), как показывает концепция цивилизма, облада­ет потенциалом, необходимым и достаточным для достижения ис­торически более высокой ступени свободы, равенства, права и спра­ведливости.