logo search
Философия1

Раздел II. Философия отрицания права. Идеология коммунизма

го владения землей и произведенными самим трудом средства­ми производства"1.

Эта прогнозируемая для социализма "индивидуальная собст­венность" имеет потребительский характер и распространяется лишь на предметы потребления, поскольку собственность на сред­ства производства, согласно Марксу, является здесь (при социа­лизме) общественной.

Данное принципиальное обстоятельство (потребительский харак­тер и границы "индивидуальной собственности" при социализме, в условиях общественной собственности на средства производства) прямо признается и обосновывается в "Критике Готской программы", опи­рающейся на анализ и выводы "Капитала". Так, характеризуя об­менные отношения на первой фазе коммунизма, Маркс пишет: "Со­держание и форма здесь изменились, потому что при изменившихся обстоятельствах никто не может дать ничего, кроме своего труда, и потому что, с другой стороны, в собственность отдельных лиц не мо­жет перейти ничто, кроме индивидуальных предметов потребления"2.

Общественный характер собственности на средства производ­ства при социализме обосновывается и во многих других произве­дениях Маркса и Энгельса. Так, уже в "Манифесте" подчеркивает­ся потребительский характер индивидуального присвоения (т. е. личной собственности) после уничтожения буржуазной частной соб­ственности и перехода к общественной собственности на средства производства. "Мы, — писали Маркс и Энгельс о позиции комму­нистов, — вовсе не намерены уничтожить это личное присвоение продуктов труда, служащих непосредственно для воспроизводства жизни, присвоение, не оставляющее никакого избытка, который мог бы создать власть над чужим трудом"3.

В работе "Развитие социализма от утопии к науке" Ф. Энгельс, резюмируя итоги развития от средневекового общества к капита­лизму и от капитализма к социализму, писал: "Пролетарская ре­волюция, разрешение противоречий: пролетариат берет обществен­ную власть и обращает силой этой власти ускользающие из рук буржуазии общественные средства производства в собственность всего общества... Отныне становится возможным общественное про­изводство по заранее обдуманному плану. Развитие производства делает анахронизмом дальнейшее существование различных об­щественных классов. В той же мере, в какой исчезает анархия об­щественного производства, отмирает политический авторитет госу­дарства. Люди, ставшие, наконец, господами своего собственного общественного бытия, становятся вследствие этого господами при­роды, господами самих себя — свободными"4.

1 Там же.

г Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19. С. 18.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4. С. 439.

4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19. С. 229—230.