logo search
Философия1

Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций

205

Здесь все, как говорится, валится с больной головы на здоро­вую. Из всех этих суждений Пашуканиса прежде всего следует лишь тот вывод, что ему самому не удалось наметить сколько-ни­будь последовательную, внутренне непротиворечивую, понятийно единую, логически целостную, словом, научную теорию, в рамках которой определенная концепция права, опирающаяся на маркси­стские (исторические, экономико-материалистические, классово-пролетарские, коммунистические) представления, объективно со­четалась бы с соответствующими марксистскими представлениями о государстве. Это и не могло ему удасться уже из-за нестыкуемо-сти, в конечном счете, самих марксистских представлений о праве как форме экономико-товарных отношений и о государстве как ор­ганизации классовой диктатуры, классового насилия и т. д.

Кстати говоря, логически и фактически не стыкуются и не со­гласуются между собой также и различные марксистские положе­ния о самом праве (например, характеристики права то как формы экономических отношений, то как воли класса, то как общегосудар­ственной воли, то как средства принуждения, то как продукта об­щества, то как продукта государства и т. д.) или о государстве (на­пример, толкование государства то как организации публичной вла­сти всего общества, то как диктатуры класса и комитета классового господства, то как института, связанного объективно-экономически обусловленными правовыми формами, нормами и отношениями, то как не связанного никаким правом и никакими законами аппарата классового подавления, то как порождаемого экономическими отно­шениями общества вторичного, "надстроечного" явления, то как исходного и решающего "внеэкономического фактора", посредст­вом прямого политического насилия подчиняющего себе общество, изменяющего сущность и характер общественных отношений, оп­ределяющего "базис" общества и т. д.). Причем вся эта разнород­ность суждений об одном и том же объекте усугубляется и дово­дится до полной неопределенности в силу того, что в одних случаях марксистской трактовки соответствующий объект (в нашем случае — право, государство) берется то как реальное явление и факт дейст­вительности (как объективно необходимая, фактически наличная и действительная форма отношений), то лишь как некий идеологиче­ский, т. е., согласно марксизму, ложный, иллюзорный, нереальный, недействительный феномен.

Отсюда, кстати говоря, и многочисленность различных подхо­дов, школ, направлений, претендующих на выражение "подлинно­го" марксизма, ленинизма, коммунизма в вопросах общества, пра­ва, государства, власти и т. д.

В связи со всем этим весьма показательно, что принципиаль­ная невозможность формулирования собственно марксистской юри­дической теории государства (и, в частности, марксистской теории правового государства), — именно марксистской теории взаимо-

206 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

связи права и государства, марксистской теории правового госу­дарства, а не марксистской критики буржуазного права, государст­ва и правового государства и т. д. — выдается Пашуканисом за невозможность вообще юридической теории государства (и вместе с тем теории правового государства) как таковой. Он утверждает, что "юридическое понимание государства никогда не может стать теорией, но всегда будет представляться как идеологическое из­вращение фактов"1. Пашуканису здесь следовало бы добавить: с точки зрения марксистской правовой и политической идеологии.

Пашуканис не замечает, что именно крайняя идеологизиро-ванность развиваемого им марксистского подхода к праву и госу­дарству, классовая неприязнь к ним как буржуазным явлениям и позволяют ему легко (без научной теории, одной лишь классовой идеологической критикой) разделаться с ними как идеологически­ми извращениями. "Правовое государство, — утверждает он, — это мираж, но мираж, весьма удобный для буржуазии, потому что он заменяет выветрившуюся религиозную идеологию, он заслоняет от масс факт господства буржуазии... Власть, как "общая воля", как "власть права", постольку реализуется в буржуазном обществе, поскольку последнее представляет собой рынок. С этой точки зре­ния и полицейский устав может выступить перед нами как вопло­щение идеи Канта о свободе, ограниченной свободой другого"2.

Пашуканису кажется, что, указав на "рынок" как на подопле­ку правового государства, он разоблачил все "иллюзии" о свободе и праве индивидов и оставил их один на один с голой диктатурой буржуазии в виде эквивалентного обмена товаров и полицейского устава. Но сами-то "миражи" (право, правовое государство, инди­видуальная свобода и даже соответствие в правовом государстве полицейского устава кантовскому требованию правового закона) и после подобных "разоблачений" остаются фактами буржуазной действительности, не менее реальными, чем "рынок" и т. д. Так что разоблачения и критика подобного рода призваны лишь вновь и вновь подтвердить негативное отношение ко всем ("базисным" и "надстроечным") явлениям капитализма и показать, что уничтоже­ние частной собственности, товарных отношений и рынка в процес­се пролетарской революции означает вместе с тем и ликвидацию права, правового государства, "общей воли" граждан, свободного и независимого индивида — товаровладельца и субъекта права, а также всех иных "миражей" старого мира.

Пашуканис, конечно, прав, когда отмечает несовместимость всех этих "миражей" и реалий буржуазного строя с диктатурой проле­тариата, строительством социализма и коммунизма. Право с его свободным субъектом права, с его способностью к самоопределе-

I