logo search
Философия1

Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций

201

владельцев и есть, согласно Пашуканису, то "социальное отноше­ние sui generis, неизбежным отражением которого является форма права"1. Сближая форму права и форму товара, он генетически выводит право из меновых отношений товаровладельцев. В этой связи его теория права в литературе получила название меновой. Иногда ее именовали и как "трудовую теорию" (Стучка и др.), с чем сам Пашуканис был в принципе согласен, поскольку в его кон­цепции "категории трудовой стоимости соответствует категория юри­дического субъекта"2.

Собственность, по Пашуканису, становится основой правовой формы отношений лишь как свобода распоряжения на рынке, а наиболее общим выражением этой свободы служит категория субъ­екта. "Поэтому, — пишет он, — одновременно с тем, как продукт труда приобретает свойство товара и становится носителем стои­мости, человек приобретает свойство юридического субъекта и ста­новится носителем права"3.

В условиях производства и обмена товаров отношения людей выступают, с одной стороны, как отношения вещей-товаров, с дру­гой стороны — как отношения независимых и равных друг другу единиц, правовых субъектов (носителей субъективного права, субъ­ектов права). "Товарный фетишизм, — отмечает Пашуканис, — восполняется правовым фетишизмом... Наряду с мистическим свой­ством стоимости появляется не менее загадочная вещь — право. Вместе с тем единое целостное отношение приобретает два основ­ных абстрактных аспекта — экономический и юридический"4.

В акте товарного обмена, по Пашуканису, сосредоточены са­мые существенные моменты как для политической экономики, так и для права. Договор (соглашение независимых воль) является од­ним из центральных понятий в праве и входит в саму идею права в качестве ее составной части. "В развитии юридических категорий, — писал он, — способность к совершению меновых сделок есть лишь одно из конкретных проявлений общего свойства право- и дееспо­собности. Однако исторически именно меновая сделка дала субъек­та как абстрактного носителя всех возможных правопритязаний. Только в условиях товарного хозяйства рождается абстрактная правовая форма, т. е. способность иметь право вообще отделяется от конкретных правопритязаний. Только постоянное перемещение прав, происходящее на рынке, создает идею неподвижного их но­сителя"5.

Если генезис правовой формы, согласно Пашуканису, начина­ется в отношениях обмена, то наиболее полная реализация ее пред-

1 Там же. С. 71—72.

2 Там же. С. 187—188.

3 Там же. С. 106. «Там же. С. ПО. 5 Там же.

202 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимакие

ставлена в суде и судебном процессе. Развитие в обществе товарно-денежных отношений создает необходимые условия для утвержде­ния правовой формы как в частных, так и в публичных отношени­ях. И только в таком обществе "политическая власть получает воз­можность противопоставить себя чисто экономической власти, ко­торая отчетливее всего выступает как власть денег. Вместе с этим становится возможной и форма закона. Следовательно, для анали­за основных определений права нет надобности исходить из поня­тия закона и пользоваться им как путеводной нитью, ибо само по­нятие закона (как веления политической власти) есть принадлеж­ность такой стадии развития, где произошло и укрепилось разде­ление общества на гражданское и политическое и где, следователь­но, уже реализовались основные моменты правовой формы"1.

В товарно-денежном обществе, особенно при капитализме, государство "реализует себя как безличная "общая воля", как "власть права" и т. д., поскольку общество представляет собой рынок"2. При­нуждение здесь должно выражать власть самого права, быть в интересах всех участников товарно-денежных отношений и право­вого общения, исходить от государства как "общей воли", абстракт­но-всеобщего лица. Принуждение в таком обществе должно по не­обходимости протекать в правовой форме, а не представлять собой акт простой целесообразности. "Оно должно выступать как прину­ждение, исходящее от некоторого абстрактного общего лица, как принуждение, осуществляемое не в интересах того индивида, от которого оно исходит, — ибо каждый человек в товарном обществе — это эгоистический человек, — но в интересах всех участников пра­вового общения"3.

В качестве такого абстрактно всеобщего лица и выступает го­сударство — публичная власть в условиях рыночного общества. Там, где действует категория стоимости и меновой стоимости, пер­вичными являются товаровладельцы с их автономной волей, а по­рядок власти — нечто производное, вторичное и обусловленное. Функции государства как гаранта рынка определяются требова­ниями самого рынка. "Меновая стоимость перестает быть меновой стоимостью и товар перестает быть товаром, если меновая пропор­ция определяется авторитетом, расположенным вне имманентных законов рынка. Принуждение как приказание одного человека, об­ращенное к другому и подкрепленное силой, противоречит основ­ной предпосылке общения товаровладельцев"4.

Пашуканис подчеркивает, что именно благодаря появлению и развитию отношений, связанных с меновыми актами, т. е. частными

1 Там же. С. 38.

2 Там же. С. 135.

3 Там же. С. 136.

4 Там же. С. 135.