logo search
Философия1

Глава 1. Предмет и задачи философии права

его специфика, его отличительные особенности? Каково соотноше­ние права и других социальных норм? Почему именно нормы пра­ва, а не нравственные, моральные или религиозные нормы обеспе­чиваются возможностью принуждения? В чем ценность права? Спра­ведливо ли право и в чем состоит справедливость права? Всякий ли закон является правом или возможно правонарушающее, антипра­вовое законодательство, произвол в форме закона? Каковы предпо­сылки и условия для господства права, каков путь к правовому закону?

Основной смысл этих и подобных вопросов в теоретически кон­центрированном виде можно сформулировать в виде проблемы различения и соотношения права и закона, которая имеет опре­деляющее значение для любого теоретически последовательного правопонимания и обозначает предметную область философии права.

Без той или иной концепции такого различения права и закона мы в своем правопонимании неизбежно остаемся в одномерной плос­кости властно данного позитивного права, т. е. по сути дела — в рамках официального закона, в границах позитивистского законо­ведения и легизма.

Прошлые и современные философские учения о праве вклю­чают в себя тот или иной вариант различения права и закона, что собственно и определяет философско-правовой профиль соответст­вующего подхода. Речь при этом идет о различных формулировках такого различения, в частности, о различении права по природе и права по человеческому установлению, права естественного и пра­ва волеустановленного, справедливости и закона, естественного права и человеческого права, естественного права и позитивного права (сам термин "позитивное право" возник в средневековой юриспру­денции), разумного права и позитивного права, философского пра­ва и позитивного права, правильного права и позитивного права и т. д.

За этим терминологическим разнообразием по сути дела ле­жит то, что в теоретически обобщенной и генерализированной фор­ме мы обозначаем как право и закон, их различение и соотно­шение1.

Такое теоретическое различение права и закона не только тер­минологически, но и понятийно, по своему смыслу выступает как общая теория для всех остальных (названных и иных) частных слу­чаев подобного различения и тем самым позволяет понять и выра­зить момент общности и единства в познавательной ориентирован-; ности, в смысловой структуре и предмете различных прошлых и современных философско-правовых учений.

См.: Нерсесяпц B.C. Различение и соотношение права и закона как междисципли-,, нарная проблема// Вопросы философии права. М., 1973. С. 39 — 44; Он же. Право и* закон. М, 1983. Т ,,.,,',,, , , ' ....... . л. <Л

10