logo search
Философия1

Глава 10. Личность, право, государство

на власти консулов, государство покажется вполне монархическим и царским, если на сенате — аристократическим, если, наконец, кто-либо примет во внимание только положение народа, он навер­ное признает римское государство демократией".

Показав, каким образом правление государством у римлян распределяется между тремя властями, Полибий далее освещает те устоявшиеся политические процедуры и способы, с помощью которых отдельные власти могут при необходимости мешать друг другу или, наоборот, оказывать взаимную поддержку и содействие. Возможные претензии одной власти на несоответствующее ей боль­шее значение встречают надлежащее противодействие других властей, и в целом государство сохраняет свою стабильность и проч­ность.

Наличие смешанного правления Полибий отмечает и у карфа­генского государства.

Невысоко оценивает Полибий демократические государствен­ные устройства Фив и Афин, которые лишь на короткое время словно по капризу судьбы блеснули, но тут же стали клониться к упадку, так и не обретя необходимой устойчивости. Афинский народ в этой связи он сравнивает с судном без кормчего.

Легко заметить, что при всех исторических и социально-поли­тических различиях между античной концепцией смешанного прав­ления и последующей теорией разделения властей у них есть и существенно важные общие моменты. Так, в смешанной форме прав­ления (особенно четко у Полибия) полномочия представителей раз­личных форм правления, как и полномочия различных властей в теории разделения властей, не сливаются в одно единое начало и не теряют своей специфики и особенностей, а остаются разделен­ными и относительно самостоятельными, взаимодействуют, сочета­ются и сосуществуют, взаимно сдерживая и уравновешивая друг друга в рамках стабильного целого — государственного строя. Цель в обоих случаях одна — формирование такой конструкции госу­дарственной власти, при которой полномочия правления не сосре­доточены в одном центре (начале), не сконцентрированы у одного органа (одной из властей), а справедливо распределены (в виде сфер ведения и правомочий разных властей) между различными, взаим­но сдерживающими, противодействующими и уравновешивающи­ми началами — составными частями общегосударственной власти. Политико-правовые концепции древнегреческих мыслителей, в том числе значимые в плане предистории теории разделения вла­стей и правового государства, были восприняты и развиты дальше древнеримскими авторами. Весьма значительным представляется вклад римских авторов (стоиков, юристов, особенно Цицерона) в разработку проблем взаимосвязей права и государства, правовой характеристики полномочий государственных органов, их взаимо­отношений с гражданином как субъектом права и т. д.

98