logo search
Философия1

2. Права и свободы человека и гражданина

Каждой ступени в историческом развитии свободы и права присуща своя юридическая концепция человека как субъекта пра­ва и соответствующие представления о его правах и обязанностях, его свободе и несвободе. В этом смысле история права — это вместе с тем и история формирования и эволюции представлений о правах человека — от примитивных, ограниченных и неразвитых до со­временных. В самом общем виде можно сказать, что мера признан-ности и защищенности прав человека в том или ином обществе определяется типом его социально-экономической организации, сту­пенью общецивилизационного развития, степенью его гуманизации и либерализации.

Права человека — это признание правоспособности и право-субъектности человека. И по объему правоспособности и кругу субъ­ектов права в разные эпохи можно судить о том, кого же из людей и в какой мере данная система права признает в качестве челове­ка, имеющего права.

Так, с точки зрения античного (афинского, римского) права не все люди — человеки, не все они признаны в качестве правомочно­го человека. "И хотя все мы, — писал Ульпиан (Д.1.1.4), — носим единое наименование "люди", но, согласно праву народов, возникло три категории: свободные, и в противоположность им рабы, и тре­тья категория — отпущенные на волю, т. е. те, кто перестали быть рабами". Здесь только по естественному праву раб признается сво­бодным, т. е. человеком. Отсюда и великая идея естественного ра­венства всех людей как основа прошлых и современных представ­лений о естественных правах и свободах любого из людей.

Но раб юридически не признавался человеком по действовавше­му афинскому или римскому праву; в этом позитивно-правовом измерении раб (все люди, находившиеся в состоянии рабства) был объектом, а не субъектом права. Он был по своему правовому поло­жению "вещью", "говорящим орудием", наряду с прочим хозяйст­венным инвентарем и средствами производства.

В средние века вместо прежней поляризации между право-субъектностью свободного и бесправием раба складывается более

108