logo search
Философия1

Глава 10. Личность, право, государство: правовое государство, права и свободы человека и гражданина

проистекающей отсюда необходимости ввести организацию и дея­тельность государственной власти (и ее носителей) в строго опре­деленные правовые рамки надлежащим методом правовой регуля­ции этого круга отношений (определение компетенции государст­венных органов, правомочий должностных лиц и т. п.) являются именно правовые дозволения. Там же, где речь идет о регуляции действий субъектов, не обладающих властными полномочиями, бо­лее адекватным, как правило, является метод правовых запретов.

Только при надлежащем, внутренне согласованном сочетании этих регулятивных методов право в полной мере может выполнить свою регулятивную роль, нормативно гарантировать необходимые условия для эффективного общественного развития, пресечь воз­можности злоупотребления властью, защитить права и свободы членов общества, легализировать творческое начало жизни.

В целом можно сказать, что вся нормативная шкала мер регу­ляции, работающих на торможение или ускорение общественного развития, тянется от уравнительного минимума до правового мак­симума. Отсюда ясно, что полная замена уравнительного типа ре­гуляции правовым является нормативным выражением требова­ний признания и защиты свободы людей.

Вместе с тем ясно, что этот общий смысл правовых запретов и дозволений должен быть конкретизирован в виде четких и опреде­ленных правовых норм соответствующих общеобязательных актов. А такая конкретизация общерегулятивных принципов права — са­мостоятельная творческая работа, требующая адекватного норма­тивного выражения взаимосвязи определенных прав и юридиче­ских обязанностей, форм и процедур их реализации, способов их защиты и т. д. И каждая точная правовая норма, удачная правовая конструкция, последовательная процедура, надлежащая процессу­альная форма, работающая юридическая гарантия и т. д. — это значительная социальная ценность и большая находка для соответ­ствующей области правовой регуляции и права в целом.

i