logo search
Философия1

Глава 9. Право и уравниловка

91

стора для творчества, прогресса, движения к новому, еще неиз­вестному. Поскольку при дозволительном порядке регуляции все, прямо не разрешенное, запрещено, новое в принципе находится под запретом как нечто негативное.

Также и в праве дозволения (разрешения) имеют важное ре­гулятивное значение, но исходную и определяющую роль здесь могут и должны играть именно запреты. При уравниловке запреты жест­ко связаны с исходным дозволением и по существу призваны своим регулятивным дублированием обеспечить соблюдение и реализа­цию дозволенного минимума. Напротив, в праве запреты носят ис­ходный, фундаментальный характер и выражают самую суть пра­ва и правовой регуляции, состоящую в том, чтобы исчерпывающе, четко и прямо запретить все негативное (общественно вредное в действиях и отношениях людей) и таким путем признать и взять под свою защиту все остальное в качестве положительного, обще­ственно не вредного. Именно своим запретом (и соответствующим наказанием) общественно вредного право играет свою особую твор­ческую роль, поскольку только такая опосредованная и косвенная форма признания и защиты общественно полезного предоставляет максимально возможную меру свободы, соответствующую потреб­ностям и интересам членов общества и необходимую для общест­венного прогресса.

Из определяющего характера правового запрета вытекает и следующее существенное юридическое правило: все, что прямо не запрещено правом (правовым законом), разрешено. Такой презумп­ции правомерности незапрещенного, конечно, нет и не может быть при уравнительной регуляции, где зачастую запрещается даже то, что разрешено.

Объективным, социально-исторически обусловленным преде­лом для максимальной величины легализируемой меры свободы является пограничный критерий общественно вредного, от чего право в целом и должно ограждать и защищать общественную жизнь. Этот максимальный предел, признающий и легитимирующий все общественно не вредное, ставится и очерчивается правовыми за­претами. Минимальная величина правовой меры свободы, объек­тивно обусловленная критерием прямой и непосредственной обще­ственной полезности (тех или иных действий, состояний, отноше­ний и т. д.), выражается соответственно в правовых дозволениях.

Из сказанного, разумеется, вовсе не следует, будто во всех случаях правовые запреты предпочтительнее правовых дозволе­ний. Напротив, очевидно, что для защиты признаваемого максиму­ма правовой свободы для одних случаев соответственно необходи­мо установить минимум правовой свободы для других случаев. Именно таким путем и строится система юридических гарантий прав и свобод. Так, в силу особого значения публично-властных полномочий в жизни государственно-организованного общества и

92