logo search
Философия1

Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций

215

"quasi - частнохозяйственные отношения", поставленные "в стро­гие рамки, которые в каждый данный момент определяются успе­хами, достигнутыми в сфере планомерного строительства"1. Это оз­начает, что и допущенная при этом правовая форма отношений носит ненастоящий, квазиправовой характер.

Даже нэповское буржуазное право в условиях диктатуры про­летариата, доминирующей роли социализированного производства и планового начала, постоянного усиления "непосредственного, т. е. административно-технического, руководства в порядке подчинения общему хозяйственному плану" предстает в изображении Пашука-ниса лишь как какое-то подобие права, лишь как "метод" рыноч­ных отношений, как некая аналогия и имитация права. Правовая форма при диктатуре пролетариата по существу лишена своих правовых свойств и возможностей и, по признанию Пашуканиса. "существует только для того, чтобы окончательно исчерпать себя"2.

Окончательная победа планового хозяйства поставит госпред­приятия "исключительно в технически целесообразную связь друг с другом, убьет их "юридическую личность"3. Процесс отмирания правовой формы — это, по Пашуканису, одновременно и переход от эквивалентных отношений к коммунистическому принципу рас­пределения.

Изживание стоимостных отношений в экономике будет вме­сте с тем "отмиранием частноправовых моментов в юридической надстройке", "выветриванием самой юридической надстройки в целом"4.

Преодоление стоимостных отношений означает здесь конец свободной и независимой личности в качестве собственника-това­ровладельца, субъекта права, автономной моральной личности. Че­ловек перестает быть самостоятельным индивидом, лишается об­щественно признаваемых за ним свойств, характеристик, опреде­лений и статуса свободной индивидуальности (экономической, пра­вовой, моральной, религиозной и т. д.) и превращается в целесооб­разную часть коллектива, теряет свое индивидуальное "я", слива­ется с "массой" класса, "трудящихся", "трудового народа" и т. д.

Эта развиваемая Пашуканисом установка на деиндивидуали-зацию человека в процессе преодоления частной собственности, рынка, обмена и т. д. является прямым продолжением и логическим следствием марксисткой трактовки свободы и равенства людей, свободной человеческой личности как иллюзорной, идеологической формы выражения товарно-стоимостных отношений, простого ат­рибута товарообмена. "В самом деле, — пишет Пашуканис, — че-

1 Там же. С. 124.

2 Там же.

3 Там же. С. 128.

4 Там же. С. 124.

216 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

ловек как моральный субъект, т. е. как равноценная личность, есть не более как условие обмена по закону стоимости. Таким же усло­вием является человек как субъект прав, т. е. как собственник. И наконец, оба эти определения самым тесным образом связаны с третьим, в котором человек фигурирует в качестве эгоистического хозяйствующего субъекта"1.

Эгоистический субъект, субъект права и моральная личность, согласно такой трактовке, это лишь "идеологические образования", "три основные маски" человека в товаропроизводящем обществе2. Преодоление такого общества, а вместе с ним и трех этих иллюзор­ных идеологических "масок" позволит, по мнению Пашуканиса, в условиях "планомерного общественного хозяйства" строить отно­шения людей не как экономические, правовые, моральные и т. д., а как отношения целесообразные, утилитарные — посредством "про­стых и ясных понятий вреда и пользы"3. Одновременно с товарным и правовым фетишизмом будет преодолен и этический фетишизм. А пока, в условиях переходного периода, констатирует Пашуканис, "коллектив не отказывается от всевозможных средств давления на своих сочленов для побуждения к морально должному", т. е. к "клас­сово полезному"4. Новое пока что уживается со старым, пролетар­ское — с буржуазным: "Рядом с социальным человеком будущего, который сливает свое "я" с коллективом, находя в этом величай­шее удовлетворение и смысл жизни, продолжает существовать моральный человек, несущий на себе тяжесть более или менее аб­страктного долга. Победа первой формы равносильна полному ос­вобождению от всех пережитков частнособственнических отноше­ний и окончательному перевоспитанию человечества в духе комму­низма"5.

Вообще для коммунистической идеологии и социалистической практики отрицание права и установка на перевоспитание челове­ка — это два взаимосвязанных и дополняющих друг друга аспекта отрицания личности и утверждения коллективистской общности. Действительно, там, где человек теряет свою свободу, индивиду­альность и личность, где он не признается субъектом права, там он вновь как несвободное, незрелое, несовершеннолетнее существо становится объектом воспитания и перевоспитания в духе "идеа­лов" послушного "сочлена" коллектива, класса, "трудящихся", на­рода и т. д. Отсюда, кстати говоря, и облюбованная марксистскими идеологами тема разговоров о воспитании и перевоспитании всех и вся, особенно — о воспитательной роли "отмирающего" права. То

l