logo search
Философия1

Глава 10. Личность, право, государство

109

(например, в творчестве религиозных авторов, идеологов средневе­ковых ересей, в работах средневековых философов, юристов и т. д.). Практическое выражение этой идеи в правовых актах того времени неизбежно носило сословие-ограниченный характер и пред­ставляло собой закрепление сословных прав и свобод (вольностей). Вместе с тем это было исторически перспективное направление, оказавшее влияние на формирование тех тенденций и юридиче­ских конструкций прав и свобод человека, с которыми, в свою оче­редь, связаны современные представления о правах человека. И с точки зрения истории прав человека следует отметить определен­ную содержательную связь, логику преемственности и момент раз­вития в цепочке таких, в частности, актов, как английские Великая Хартия Вольностей (1215 г.), Петиция о праве (1628 г.), Habeas Cor­pus Act (1679 г.), Декларация прав (1688 г.), Билль о правах (1689 г.); американские Декларация права Виргинии (12 июня 1776 г.), Декла­рация независимости Соединенных Штатов Америки (4 июня 1776 г.), Конституция США (1787 г.), Билль о правах (1789—1791 гг.); фран­цузская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.); Всеоб­щая декларация прав человека (1948 г.), последующие междуна­родные пакты о правах человека.

Уже на материале перечисленных правовых документов мож­но увидеть пути и логику формирования юридических норм и кон­струкций в области прав и свобод человека: утверждение этих норм и конструкций первоначально в сословно-ограниченном варианте, последующее развитие первичной модели, обогащение ее содержа­ния, постепенное распространение ее (в той или иной модификации и модернизации) на другие социальные слои и страны, наконец, признание универсального характера достижений наиболее разви­тых стран в области прав человека современным мировым сообще­ством и проистекающие отсюда международно-правовые (в сочета­нии с внутригосударственными возможностями и усилиями) фор­мы и средства для их утверждения во всех государствах и нацио­нально-правовых системах.

Во всем этом процессе постепенной универсализации (сперва на внутригосударственном, затем и на международном уровнях) положений о правовом равенстве людей и правах человека сущест­венную роль сыграли представления о естественных и неотчуж­даемых правах человека, которые, сохраняясь и в условиях госу­дарственности, должны быть признаны и гарантированы публич­ными властями и законами.

Непреходящее историческое значение имело провозглашение свободы и правового равенства всех людей во французской "Декла­рации прав человека и гражданина" 1789 г. В духе идей обществен­ного договора в ней было подчеркнуто, что цель каждого государст­венного союза состоит в обеспечении естественных и неотчуждае­мых прав человека. К таким правам в Декларации отнесены свобо-

110