logo search
Философия1

Раздел I. Общие проблемы философии права

новой страницей в развитии правового равенства, в истории прав человека и гражданина, в движении к правовому государству. Все последующее развитие теории и практики в области прав человека и гражданина, правовой государственности, господства права так или иначе испытывало и продолжает испытывать на себе благо­творное влияние этого исторического документа. Декларация 1789 г. приобрела всемирное значение и авторитетно обозначила магист­ральное направление в признании и защите прав и свобод человека и гражданина.

В русле идей о правах и свободах человека в новых историче­ских условиях XX в. развивалось и укреплялось международное сотрудничество по гуманитарным проблемам, были приняты Все­общая декларация прав человека 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Факультативный протокол к международному пакту о граждан­ских и политических правах (1966), "Заключительный Акт" Хель­синкского Совещания 1975 г., "Итоговый документ Венской встречи представителей государств — участников Совещания по безопас­ности и сотрудничеству в Европе" 1989 г. и др.1. Признание и защи­та прав и свобод человека стали в современном мире мощным фак­тором и четким ориентиром прогрессивного развития всего мирово­го сообщества в направлении к сообществу правовых государств, критерием оздоровления и гуманизации внутренней и внешней по­литики его членов, показателем внедрения в жизнь начал правово­го государства2.

Конечно, от любых деклараций о правах человека и граждани­на до их реализации в условиях правового государства — большое расстояние, но история показывает, что без таких деклараций, про­лагающих дорогу к цели, до искомой правовой действительности еще дальше. В свое время Кант, один из горячих поборников гос­подства права во внутренней и международной политике, любил повторять афоризм: "Да свершится справедливость, если даже погибнет мир". В современных условиях, когда гибель мира — уже не назидательный оборот речи, а вполне реальная возможность, когда проблема прав человека приобрела глобальное значение и их соблюдение стало пробным камнем и символом справедливости во внутренних и внешних делах всех государств и народов, кантов-ский афоризм можно перефразировать следующим образом: "Если справедливость свершится, мир не погибнет".

1 См.: Международный билль о правах человека. Изложение фактов № 2. Женева,

1990.

2 См.: Общая теория прав человека/Отв. ред. Е.А.Лукашева. М., 1966.

М'

•л