logo search
Философия1

Глава 7. Юридическая концепция общего блага

75

Договор этот был заключен на два года и сыграл определенную позитивную роль в деле стабилизации политической ситуации в стране.

Но нас здесь этот Договор интересует главным образом под углом зрения выраженных в нем представлений российской госу­дарственной, политической и духовной элиты об основаниях, смысле и целях общего согласия и общего блага в постсоветской России.

Показательно в этом плане положение Договора о том, что во имя общественного согласия участники Договора обязуются избе­гать насилия, придерживаться прав и свобод человека, действо­вать "в соответствии с Конституцией и законами Российской Феде­рации, ставя общие интересы выше групповых, партийных, ведом­ственных, региональных".

Очевидно, что соотношение общих и частных (групповых и т. д.) интересов здесь сформировано не в духе правовой концепции общего блага, а по существу в виде господства исходно заданного (неопределенного и отчужденного от частных интересов) "общего интереса" как интереса некоего абстрактного и самодовлеющего целого — общества, государства, страны в целом.

В том же русле в Договоре сказано: "Наша общая цель — сделать Российскую Федерацию процветающим государством, поль­зующимся высоким авторитетом на международной арене, госу­дарством, в котором живут свободные люди, гордые своей истори­ей, своим настоящим, уверенно смотрящие в будущее". Эта "общая цель", как видим, сформулирована с точки зрения национально-государственного, а не с позиций человеческого блага (индивиду­ального и общего). Права, свободы, интересы индивидов тут — в соотношении с такой "общей целью" — занимают по существу весьма периферийное и подчиненное положение.

В Договоре указаны по преимуществу процедурные формы движения к общественному согласию. "Диалог, поиск точек сопри­косновения и общих позиций, разумные компромиссы, — говорится в Договоре, — должны стать фундаментальной нормой обществен­ной и политической жизни". О содержательной же стороне сказа­но весьма неопределенно: путь к общественному согласию, по сло­вам Договора, складывается "на основе уважения достоинства че* ловеческой личности, различных политических убеждений, нацио­нальных, культурных и религиозных традиций".

Все эти и другие, сами по себе важные, положения данного Договора, как и самой Конституции, не затрагивают проблему, имею­щую определяющее значение с точки зрения правовой концепции общего блага в условиях постсоциалистической России, а именно — проблему справедливо-правового преобразования бывшей социа­листической собственности всех и каждого, с учетом правомерного притязания каждого гражданина на равную долю от "социалис-; тического наследства" (на равную гражданскую собственность, каждого). ,

76

* Раздел I. Общие проблемы философии права

Между тем в условиях преобразования бывшей социалистиче­ской собственности именно признание и утверждение равного пра­ва каждого на цивильную собственность1 открывает путь к праву и легитимирует индивидуальную собственность вообще, является адекватным выражением принципа объективной правовой справед­ливости и утверждением действительной основы общего блага как блага каждого и всех членов постсоциалистического общества.

Достижение же общего согласия и общего блага в условиях, когда собственность оказывается (нередко криминальными путя­ми) у незначительной части общества за счет всех остальных, пред­ставляется весьма проблематичным. Ведь речь идет не о словесном согласии, а о действительном справедливо-правовом признании и удовлетворении реальных жизненных интересов людей как объек­тивной основе и подлинного общественного согласия, и настоящего общего блага.

С преодолением тоталитарного социализма в России сделаны важные шаги в сторону новых экономических и политических от­ношений, признания прав и свобод человека в качестве высших ценностей. Но до реального утверждения этих ценностей — в духе принципа объективной правовой справедливости, идей и требова­ний общего блага — предстоит еще долгий и трудный путь.