logo search
Философия1

3. Либертарно-юридическая аксиология

Последовательное преодоление недостатков естественноправо­вого подхода (в сфере юридической аксиологии так же, как.и в вопросах юридической онтологии и гносеологии) ведет не к позити­визму и легизму, а к теоретически более развитой форме юридиче­ского правопонимания и соответствующего толкования ценности права и ценностно-правового значения закона (позитивного права) и государства. Речь при этом идет о либертарной аксиологии — о юридической аксиологии, основанной на либертарной концепции правопонимания в рамках общей теории различения и соотноше­ния права и закона (позитивного права).

Здесь внутреннее единство юридической онтологии, аксиоло­гии и гносеологии обусловлено тем, что в их основе лежит один и тот же принцип формального равенства, понимаемый и трактуе­мый нами как исходное начало юридической онтологии (что есть право?), аксиологии (в чем ценность права?) и гносеологии (как по­знается право?).

В онтологическом плане (при ответе на вопрос о том, что есть право?) мы утверждаем, что право есть формальное равенство, при­чем это формальное равенство включает в себя формальность сво­боды и справедливости. Право как форма (правовая форма общест­венных отношений) и есть в онтологическом плане совокупность этих формальных свойств и характеристик права — равенства, свободы, справедливости.

При этом право как форму, правовую форму фактических от-

1 Там же, выпуск 1. С. 83.

58