logo search
Философия1

Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции

573

В это же время заметный "обновленческий" толчок гегельян­ству дала работа Б. Кроче "Живое и мертвое в гегелевской филосо­фии", вышедшая на итальянском языке в 1907 г. и уже в 1909 г. переведенная на немецкий, в 1910 г. на французский, в 1915 г. на английский языки. В 10—20-е годы "ренессанс Гегеля" усиливает­ся, расширяя ряды неогегельянцев в западноевропейских странах, особенно в Германии и Италии. К 30-м годам неогегельянское тече­ние достигает своего апогея, оформляясь в апреле 1930 г. на первом конгрессе в Гааге в "Интернациональный гегелевский союз". Кроме гаагского конгресса в начале 30-х годов были проведены также кон­грессы в Берлине и Риме, на которых значительное внимание уде­лялось проблематике гегелевской философии права.

Основные аспекты неогегельянской интерпретации полити­ко-правовой философии Гегеля дали главным образом немецкие неогегельянцы. Зародившись в условиях агрессивных установок вильгельмовской Германии, немецкое неогегельянство теоретиче­ски обосновывало "идеи 1914 г.", а после краха кайзеровской Гер­мании атаковало буржуазно-демократические принципы и инсти­туты Веймарской республики, выступало за государство силы. Немецкие неогегельянцы приветствовали гитлеровский рейх и всячески стремились приспособить к его внутри- и внешнеполи­тическим целям свою интерпретацию ряда консервативных идей гегелевской философии права. "Характерно, — отмечал неогегель­янец К. Ларенц, — что неогегельянство свое начало берет как раз от философии права"1.

Идеи государства силы, нравственности войн, сильного нацио­нального государства и иные антидемократические и антилибераль­ные концепции политики, государства и истории, сформулирован­ные интерпретаторами гегелевской философии права в XIX в., при­обретают благодатную почву в начале XX в., дополняясь в новой ситуации новыми трактовками и вариациями. С призывом дать но­вую интерпретацию гегелевского учения о государстве и разру­шить "легенду десятилетий злобной клеветы" на Гегеля, остающе­гося пока "великим неизвестным", выступает в 10-е годы И. Плен-ге2. Для философского оправдания агрессивных устремлений не­мецкого юнкерства и буржуазии он делает Гегеля великим предте­чей идей 1914 г. Со ссылкой же на Гегеля он обосновывает свой идеал сильного национального государства.

С "идеями 1914 г." связывал Гегеля и Г. Лассон, развивавший концепцию государства силы, которую разрабатывал, апеллируя к гегелевской философии права, А. Лассон-старший. В статье 1916 г. "Гегель и идеи 1914 года" Г. Лассон, подобно И. Пленге, расценива-

Larenz K. Rechts- und Staatsphilosophie des deutschen Idealismus // "Handbuch der Philosophie", Bd. "Staat und Geschichte". Mьnchen — Berlin, 1934, S. 186. См.: Plenge I. Marx und Hegel. Tьbingen, 1911, S. 19, 139. - l

574