logo search
Философия1

Раздел V. История философии права и современность

Толстого, — вещал Биндер на первом конгрессе, — не только уто­пичны, но и абсурдны. Свобода имеет свою действительность толь­ко в праве и только в государстве"1.

Претензии Биндера на выражение "подлинных" мыслей ге­гелевской философии права были явно преувеличены. В речи "Пра­во как свобода" он, вопреки смыслу "Философии права", абст­рактное право трактовал в качестве юридического частного пра­ва2. Рассматривая всю философию права Гегеля как диалектику нравственного сознания, Биндер, как и многие другие юристы-гегельянцы, считал гегелевское абстрактное право юридическим правом, а мораль и нравственность — соответствующими поня­тиями моральной философии3.

Биндер акцентирует внимание на "безусловном принятии" го­сударства, так как нет иной нравственности, кроме государства и права, и вне их нет никакой свободы4. "Остается, однако, — замеча­ет Биндер, — открытым вопрос: эта свобода и эта нравственность предполагают людей в их общественной обусловленности и связан­ности. Где же здесь остается, однако, индивидуальная свобода и нравственность индивидуальной жизни? Действительно ли должна нравственная ценность быть находима лишь в обществе и государ­стве?". Вопрос резонный и старый. Примечателен и биндеровский ответ на него. "Нет никакого сомнения, — писал он, — что на этот вопрос в смысле Гегеля следует ответить утвердительно"5.

Откровенно авторитарную интерпретацию гегелевских идей Биндер развивает в статье "Авторитарное государство". Лишь ав­торитарное государство, обладающее силой и волей "мочь требо­вать повиновения всех", отвечает понятию государства и имеет подлинную легитимацию. Авторитарное государство, противопос­тавляемое Биндером всякому либерально-демократическому го­сударству, в том числе Веймарской республике, есть "действи­тельность духа", "истинная народная общность"8. Выступая про­тив всей системы Веймарской республики, он ратовал за установ­ление авторитарного государства как "безусловной, категориче­ской воли нации"7.

1 Ibid., S. 167. ^

* Ibid., S. 171—172.

3 В сборнике 1931 г. "Введение в философию права Гегеля", подготовленном совме­стно с М. Буссе и К. Ларенцом^Биндер поместил большую статью "Система фило­софии права Гегеля", в которой отказывается от своего прежнего, ошибочного по­нимания гегелевской трактовки права и признает, что собственно о позитивном праве (о праве в юридическом смысле) Гегель говорит в разделе о нравственности — Binder J. Das System der Rechtsphilosophie Hegels // Binder J., Busse M., Larenz K. Einfьhrung in Hegels Rechtsphilosophie. Berlin, 1931, S. 88—89.

* Binder J. Die Freiheit als Recht, S. 93.

5 Ibid., S. 93.

6 Binder J. Der autoritдre Staat // "Logos", 1933, Bd. XXIII, S. 143, 152

7 Ibid, S. 160.