logo search
Философия1

Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции

577

Биндеровские поучения юристов началам неогегельянской философии права тесно сочетались с критикой позитивизма в пра­ве. Это ярко проявилось в его докладе на третьем конгрессе неоге­гельянцев в Риме (1933) "Обязательственный договор в системе ге­гелевской философии права". Юридические понятия, если их дей­ствительно постигнуть, говорил Биндер, предстают как философ­ские понятия. Лишь философия, но никак не позитивная наука о праве, может обосновать их предпосылки. Для этого необходима спекулятивная диалектика, и "поэтому юрист должен стать гегель­янцем"1. Юрист не в состоянии понять предмет своей деятельности вне философии и без нее беспомощно противостоит понятиям своей дисциплины.

Спекулируя на самой по себе общеизвестной и верной мысли о важности философских подходов к праву, Биндер абсолютизиро­вал неогегельянскую версию философии права и критически про­тивопоставлял ее позитивной юриспруденции. Его призывы к юри­стам понимать подлинное право как "дух", "живое развитие духа", "цепь членов духовного организма, проистекающих из целого"2 — составная часть похода против режима буржуазной законности и правопорядка, похода, столь характерного для того времени. Эти неогегельянские обоснования и оправдания отступлений от закон­ности откровенно противоречат вполне определенным положениям "Философии права" Гегеля о господстве законности и правопоряд­ке в общественной и государственной жизни.

Приход Гитлера к власти и установление нацистского режима Биндер воспринял как учреждение ожидавшегося им авторитарно­го государства, наконец-то легитимированного и отвечающего сво­ему понятию. Свои философско-правовые усилия Биндер направил на приспособление неогегельянства к нуждам гитлеровского рейха и их оправдание. "Должно быть показано, — писал он в 1934 г. в работе "Немецкое народное государство", — что это государство, которым мы обязаны политической изобретательности Адольфа Гитлера, не только является осуществлением правильно понятого государства — государства идеи, — но оно также, если правильно его понимать, соответствует сущности народа, чьей формой жизни оно хочет быть"3. Тема оправдания гитлеровского государства яв­ляется ведущей и в другой работе Биндера, "Идеализм как основа философии государства", где неогегельянские разглагольствования о государстве как свободе и нравственности непосредственно при­норовлены к "третьему рейху". Свою цель он прямо формулирует как внедрение в сознание людей мысли, что новое государство —

1 Binder J. Der obligatorische Vertrag im System der Hegeischen Rechtsphilosophie // Verhandlungen des dritten Hegelskongresses. Tьbingen, 1934, S. 38.

2 Ibid., S. 59.

3 Binder J. Der Deutsche Volkstaat. Tьbingen, 1934, S. 5—6.

578