logo search
Философия1

Раздел V. История философии права и современность

Присущий онтономным теориям объективизм Марчич свя­зывает с тем, что они исходят из "природы вещей". Концепции же, исходящие из "природы человека", по его мнению, утвер­ждают антропономию и страдают субъективизмом и волюнта­ризмом1. "Против субъективистских, в своей основе позитивист­ских, учений о "природе человека", — утверждает Марчич, — борется учение о "природе вещей", о праве бытия: право ни в коем случае не зарождается в императиве императора, — кем бы он ни был, Бог или человек"2. Правовая норма коренится не в воле или разуме (Бога или человека), а в "онтологическо-космо-логическом фундаменте природы вещей"3. Что же касается "при­роды человека", "совести" и т. д., то это — место и средство "просвечивания" метапозитивной правовой нормы, "медиум уз­навания" права бытия4.

Естественное право как основная норма позитивного права и, следовательно, основа действия позитивного права включает в себя, согласно Марчичу, и момент долженствования, поскольку "долж­ное есть определенный аспект бытия, формальный объект, обле­кающий право, когда ему надо подойти к людям"5.

Марчич подчеркивает, что, хотя Кельзен (в отличие от Мер-келя или Фердросса) и отрицает онтологию права, однако "родство онтологии права, которую я представляю, с чистым учением о пра­ве становится очевидным, если учесть, что сущность права у Кель-зена имеет два таких константных и фундаментальных признака, которые в качестве существенных признаков права признает лю­бая теория права бытия или теория естественного права, а именно: во-первых, препозитивностъ основной нормы, ее действие; во-вто­рых, принципиальная универсальность ее действия как всемирно­го права, как права бытия"6. Марчич отмечает, в частности, сле­дующие основные пункты, где он сходится с Кельзеном, с этим, по его оценке, "Мастером права": объективизм, согласно которому сущность права лежит в характере права как порядка; необходи­мость предположить нечто, а именно некую норму для "правовой трактовки позитивного права"; формальный и процессуальный ха­рактер всего права; обусловленность любой правовой обязанности как обязанности послушания; внутренняя необходимость распро­странения смысла правового учения на сферу институтов, как это имеет место в чистом учении Кельзена в отношении судейского

1 Все это, правда, плохо увязывается с реальной историей естественноправовых учений, например, с той же естественноправовой трактовкой природы человека в теории Аристотеля, которую сам Марчич относит к онтономным.

2 Marcic R. Rechtsphilosophie, S. 151.

3 Ibid.

4 Ibid.

5 Marcic R. Das Naturrecht als Grundnorm der Verfassung, S. 81.

6 Marcic R. Rechtsphilosophie, S. 135—136.