logo search
Философия1

Раздел V. История философии права и современность

зации свободы в ходе исторического прогресса, то Кроне акценти­ровал внимание на принципиально неопределяемом характере сво­боды.

Идею необусловленности свободы никакими фактическими условиями Кроче использовал для обоснования формальной, юри­дической свободы и невозможности фактической свободы. Лишь "правящее меньшинство", называемое им "политическим классом", знает, чего оно хочет.

Защищая формальные, юридические права личности, Кроче считал, что свобода без субъекта есть пустое слово и абстракция, если не признается свобода личности. В обстановке тоталитарного попрания прав и свобод личности эти либерально-индивидуалисти­ческие представления носили оппозиционно-критический характер. Такую же направленность имело положение Кроче о том, что не государство выше морали, а, наоборот, мораль возвышается над государством. Такая оценка весьма отличалась от типичных для неогегельянства этатистских интерпретаций системы соподчинения и иерархии различных "форм духа"1. Исходя из этих представле­ний, Кроче отвергал тоталитаризм и критиковал фашизм, к кото­рому в той или иной степени тяготело большинство итальянских и немецких неогегельянцев. "Этот идеал смерти, — писал позднее Кроче, — который сейчас называется "тоталитаризмом", "единой партией", "партийной субординацией", требовался и теоретически обосновывался проистекающим из гегелевской философии прослав­лением государства"; тем самым, по Кроче, государство из "поли­тического и юридического действия" превращалось в "варварское божество"2.

Вместе с тем крочеанские выступления против авторитарных и тоталитаристских интерпретаций гегелевского учения дополня­лись ярой критикой демократии, проповедью вечности войн, нера­венства и т.п.

В конкретно-исторических условиях политической жизни фа­шистской Италии либерализм Кроче элементами своей оппозици­онности и критичности существенно отличался от профашистского неогегельянства Джентиле и др. Хотя собственные философские воззрения Джентиле так и не были признаны официальной верси­ей фашистской философии, однако в первую очередь благодаря его усилиям ряд неогегельянских представлений был трансформиро­ван в эклектическую смесь итальянской фашистской доктрины, что служило предметом большой зависти немецких неогегельянцев.

В неогегельянстве Джентиле превалируют иррационализм и мистицизм, критика разума с позиций волюнтаристского "актуа-

1 С этих позиций Кроне критиковал взгляды Джентиле в качестве "правительст­венной теории морали".

2 Цит. по: Edlin G. Hegel als Kriegsverherrlicher und totalitдrer Denker. — "Schweizer Rundschau", I.Januar 1967, S. 45.