logo search
Философия1

Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции 581

им как "конкретная мысль порядка", изложенная Гегелем, по Шмит-ту, живо и с большой силой1. "Действенные", работающие в услови­ях нацизма аспекты гегелевской философии права Шмитт отмечал и в работе "Государство, движение, народ" (1933). Свои нацистские теоретизации о трехчленном единстве политического порядка (го­сударство, движение, народ) он подкреплял утверждением, что эта его конструкция соответствует "основанным Гегелем великим тра­дициям немецкой мысли о государстве"2.

Но, с другой стороны, реализуя в своих государственно-право­вых построениях отправные положения ортодоксальной идеологии национал-социализма, К. Шмитт в целом расходился с Гегелем и считал его пройденным этапом3, поскольку актуальная политиче­ская практика нацистов требовала иных, более адекватных поли­тико-идеологических форм и конструкций. Ведущие неогегельянцы (Ю. Биндер, К. Ларенц) подвергли критике тезисы К. Шмитта об "устарелости" Гегеля.

Помимо А. Розенберга в духе нацистской ортодоксии критико­вали Гегеля А. Боймлер, Э. Крикк, Ф. Бём, Г. Гайзе и др. Централь­ным в этой критике был тезис Розенберга о том, что авторитет народности выше государства, и тот, кто это не принимает, тот — враг народа. Ортодоксально настроенные критики находили у Геге­ля нехватку этой "народности".

Основными представителями итальянского неогегельянства были Б. Кроче и Д. Джентиле.

Кроче представлял либеральное направление неогегельянст­ва. Гегелевский способ понимания хотя и находится, по мнению Кроче, "по ту сторону политических партий, однако составляет ра­зумное основание каждой истинной политики"4. Невозможно, заме­чает он, полностью принять или отбросить Гегеля. "Задачу крити­ков и продолжателей Гегеля" Кроче видит в том, чтобы, удерживая "живое" (диалектическую мысль), "сохранить новое понятие поня­тия и синтез противоположностей и на этой основе вновь построить систему"5.

Гегель в характеристике Кроче — "великий противник недо­вольных жизнью", "враг гуманитаризма энциклопедистов и яко­бинства", которое "везде сеет тиранию"6.

Свою концепцию Кроче называл "религией свободы". Свобода — высший закон человеческой истории и бытия. Но если у Гегеля, под влиянием которого находятся крочеанские представления о связи истории и свободы и т.п., речь шла о разумных формах объективи-

1 Ibidem.

2 Schmitt С. Staat, Bewegung, Volk. Hamburg, 1933, S. 32.

Ibidem. 4 Croce B. Lebendiges und Todes in Hegels Philosophie. Heidelberg, 1909, S. VIII.

Ibid., S. XIV. " Croce B. Op. cit, S. 50—51. ,

582