logo search
Философия1

Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции

629

Как "индивидуальную норму поведения трактует экзистен­циальное право (интуитивное переживание индивидом своего сво­бодного акта в качестве "экзистенциально должного") аргентинский философ права К. Коссио1.

Существенный недостаток различных экзистенциалистских концепций философии права состоит, в частности, в том, что прово­димое в них различение права и закона (позитивного права) и про­извольное конкретно-ситуационное ("экзистенциальное") правопо­нимание по сути дела отвергают саму идею правового закона. В этих концепциях правопонимания разрыв между ситуационным правом и общим законом в принципе исключает возможность сколь­ко-нибудь внутренне последовательной концепции их взаимной связи и соответствия.

Антивсеобщность, антиуниверсальность, конкретно-ситуацион­ная природа "экзистенциального права" по существу свидетельст­вуют о его неправовом характере. Поэтому соответствующая экзи­стенциалистская свобода, т. е. свобода вне и без всеобщих требова­ний права, представляет по сути своей произвол. Так же обстоит дело и с экзистенциалистскими представлениями о справедливо-' сти, которая вне и без правовой всеобщности неизбежно оказыва-; ется привилегией, в лучшем случае — ситуационной. i