logo search
Философия1

Раздел V. История философии права и современность

ечном) характере права и утверждал, что общественная жизнь обу­словливается правовым регулированием. "Право, — писал он, — может быть признано окончательной инстанцией, несущей ответст­венность за социальное хозяйство, потому что оно образует в каче­стве регулирующей формы социальной жизни обусловливающую основу всех возможных социальных явлений"1.

Под правом (в его различении и соотношении с законом) Штаммлер имеет в виду "естественное право с меняющимся со­держанием". Поскольку речь идет об априорном понятии есте­ственного права, то и его "меняющееся содержание" — это фор­мальные характеристики права (априорные целеполагания ра­зума), а не некое фактическое (социальное) содержание. В кон­тексте штаммлеровского учения эта сформулированная им кон­цепция "естественного права с меняющимся содержанием" оз­начала, что именно право и его изменения определяют развитие общества, а не наоборот.

Данная концепция (не всегда, правда, в ее собственно штамм-леровском понимании) сыграла значительную роль в процессе "воз­рождения" естественного права и обновления естественноправовых исследований в XX в. Заметное влияние на последующую фило-софско-правовую мысль оказала и штаммлеровская разработка понятия "правильное право"2, которое он использовал в своей кри­тике позитивистского правопонимания.

Видным представителем неокантианской философии права был и другой немецкий юрист Г. Радбрух. Право (в его различе­нии и соотношении с законом) у него представлено в понятиях "идея права", "надзаконное право", а не посредством понятия "естественное право", как у некоторых других кантианцев. Но его философско-правовая критика юридического позитивизма и настойчивые призывы к восстановлению в юриспруденции "идеи права" и концепций "надзаконного права" существенно содейст­вовали послевоенному "ренессансу" естественного права в За­падной Европе.

В этом плане особую роль сыграла работа Радбруха "Законное неправо и надзаконное право" (1946), которая вызвала широкую дискуссию в ФРГ и ряде других стран, способствовала консолида-' ции идей и усилий всех тогдашних противников юридического по­зитивизма и дала заметный толчок активизации естественноправо­вых и философско-правовых исследований.

Юридический позитивизм, подчеркивал Радбрух в этой своей работе, ответствен за извращение права при национал-социализме, так как он "своим убеждением "закон есть закон" обезоружил не­мецких юристов перед лицом законов с произвольным и преступ-

1 Там же. С. 281.

2 Stammler R Die Lehre von dem richtigen Rechte. Berlin, 1902 (2. Aufl., 1926).