logo search
Философия1

Раздел V. История философии права и современность

Профессор права Парижского университета А. Батиффолъ свя­зывает повышение интереса французских юристов к философии права во II половине XX в. с такими факторами, как потребности развития права в современных условиях и совершенствования методологии его исследования, необходимость правового осмысления новых социальных проблем, стимулирующее воздействие достижений философии права в тех странах, где эта дисциплина разрабатывается и преподается.

Изучение позитивного права, согласно Батиффолю, не должно ограничиваться лишь разработкой теории позитивного права без философского исследования "основного, высшего смысла права" 1.

Трактовка Батиффолем предмета и задач философии права в целом находится под влиянием юридико-позитивистских идей аналитической юриспруденции, особенно — "чистого учения о пра­ве" Кельзена, которое характеризуется им как "хронологически по­следнее и самое совершенное среди других главных теорий пози­тивизма"2. В русле подобных юридико-аналитических представле­ний он замечает, что в ходе философского изучения юридического феномена (т. е. различных систем позитивного права) усилия юри­ста направлены на поиск идей, способных организовать предло­жения, выражающие правовые решения. Под правом при этом он имеет в виду закон (позитивное право), и его оговорка, что право состоит не только из норм, непосредственно устанавливаемых госу­дарственной властью, но и из норм, складывающихся без нее и лишь потом санкционируемых ею, сути дела, конечно, не меняет.

Правда, несколько отходя от ортодоксального позитивизма, Батиффоль утверждает, что создание права — это не только воле­изъявление (законодателя, государственной власти), но и обосно­вание, и что правотворческая власть — это взаимопроникающее единство, соединение воли и обоснования как основы позитивного права. Установление права, подчеркивает он, "неразрывно связано с заботой найти соответствующее оправдание и даже в конце кон­цов обоснование принимаемых решений"3. Поэтому в процессе оп­равдания, обоснования и организации правовых решений (и по­зитивного права в целом), отмечает Батиффоль, необходимо вы­явить значение дедуктивных конструкций в действующем праве, роль естественного и международного права, вклад юридического опыта в разработку понятий "человеческая природа", "равенство" и т. д. При этом он (под влиянием ряда идей Аристотеля, включая и его телеологизм) признает, что "право никак не может обойтись без обращения к человеческой природе, когда ищутся последние основы, на которые опираются устанавливаемые им нормы"4.

1 Batiffol H. Problemes de base de Philosophie du droit. Paris, 1979 p 8

2 Ibid, p. 65.

3 Ibid, p. 480.

4 Ibid, p. 140.