logo search
Философия1

Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции

559

права. Как раз для того, чтобы осмысленно применять позитивное право, надо все снова и снова учитывать и соображения справедли­вости. Юрист не может уклоняться от такого рода проблем спра­ведливости"1.

Принуждение в праве трактуется Луфом лишь как средство для правовой цели — как средство, целью которого является обес­печение осуществления правовых требований. "Момент принужде­ния в праве, — подчеркивает он, — нельзя, однако, преувеличи­вать... Принуждение в праве — это не самоцель, а голое средство для цели. Оно получает свою легитимацию из содержательных це-леустановлений права"2.

Задача права — сделать возможной свободу. И это, замечает Луф, прежде всего нравственное требование, что право как поря­док совместной жизни людей имеет своей целью гарантировать гу­манные условия для жизни и выживания людей. "Эта нравствен­ная цель права необходимым образом предшествует всем позитив­ным установлениям"3. Это означает, что необходимо "поставить право и его институты под требование справедливости"4. В данной связи он пишет: "Таковы в нашей сегодняшней ситуации требования за­щиты прав человека, осуществления принципов правового государ­ства, установления демократических процедур принятия решения и иные элементарные нравственные требования к праву. Тем са­мым эти требования служат созданию и соответственно критике права в рамках определенных исторических условий"6.

Профессор права Гамбургского университета Ш. Смид в своей концепции философии права исходит из "рабочей гипотезы", со­гласно которой "право осуществляет функцию обеспечения равен­ства при разрешении конфликтов и прежде всего поэтому оно в состоянии выполнить свою миротворческую задачу"6.

В рамках такого подхода он трактует право как власть от­дельного человека и как общий порядок свободы. История права, отмечает он, пронизана линией развития от привилегий (санкцио­нированного правом превосходства одних над другими) к правово­му равенству. Идея правового равенства сформировалась в сфере иудейско-греческо-христианской культуры и лежит в основе евро­пейского права.

Правовое различение равенства и неравенства, по Смиду, "об­разует мототор дальнейшего развития права", так что само разви­тие права — это "совершенствование равенства"7.

1 Ibid, S. 14.

2 Ibid, S. 15.

3 Ibid, S. 52.

4 Ibid.

5 Ibid.

6 Smid S. Einfhьrung in die Philosophie des Rechts. Mьnchen, 1991, S. 145. 'Ibid., S. 151.

19*

560