logo search
Философия1

Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву

391

вительно стала средством "прихватизации" больших кусков обще­го "социалистического наследства" и временем легитимации в ка­честве "новых русских" (т. е. нового слоя общества, обогатившегося в результате постсоциалистического варианта "первоначального накопления капитала").

Но главное и определяющее во всем этом процессе состояло в том, что именно в ходе т. н. "разгосударствления" и приватиза­ции была изменена природа социалистической собственности и она впервые на самом деле — в экономико-правовом смысле — была огосударствлена. И только с помощью приватизации (и, следова­тельно, признания частной собственности и допущения неопреде­ленного множества частных собственников) постсоциалистическое государство как раз создало экономико-правовые условия, необхо­димые для самоутверждения в качестве настоящего собственника.

По смыслу этого процесса основная масса объектов огосудар-ствленной собственности остается у государства, а какая-то часть их на тех или иных условиях (в ходе "ваучерной", а затем и денеж­ной приватизации) переходит к некоторым членам общества (инди­видам, объединениям, акционерным обществам и т. д.).

В условиях т. н. "государственной собственности" при социа­лизме под "государством" как единым и абсолютным квазисубъек­том собственности имелось в виду только все советское государство в целом — без какой-либо дальнейшей конкретизации и детализа­ции составных частей этого "государства" по вертикали и горизон­тали. После распада СССР статус подобных единственных квази­субъектов приобрели бывшие союзные республики — каждая у себя.

В ситуации действительного огосударствления собственности неизбежно развернулась борьба между различными звеньями го­сударства (по вертикали и горизонтали) за право быть субъектом создаваемой всерьез (в экономико-правовом, рыночном смысле) го­сударственной собственности.

Острота этой борьбы обусловлена тем, что эта вновь возник­шая государственная собственность в сложившихся условиях по существу является частной собственностью с ее разделением ме­жду Федерацией в целом и 89 субъектами Федерации. В этой борь­бе участвуют и формирующиеся новые органы местного самоуправ­ления, тоже претендующие на часть объектов государственной соб­ственности.

Согласно новой Конституции Российской Федерации (а 2 ст. 8), "в Российской Федерации признаются и защищаются равным об­разом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности". Здесь различие между видами собственности про­водится по внешнему признаку — по владельцам (субъектам) соб­ственности: частная собственность — у отдельных лиц и их объе­динений, государственная — у государства, муниципальная — у °рганов местного самоуправления и т. д. Но по существу все эти

392 Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства

виды собственности в условиях нынешней приватизации являются лишь различными (по субъектам, правовому режиму, способам вла­дения, пользования и распоряжения, степени свободы или зависи­мости от политико-властных решений и т. д.) формами типологиче­ски единой частной собственности.

В этой связи весьма показательно, что в Конституции, которая фактически закрепляет переход от социалистической собственно­сти к собственности частной, ничего не говорится о действительном огосударствлении собственности и ее приватизации. Вместо всего этого в Конституции (п. 1 ст. 114) содержится положение о том, что Правительство Российской Федерации "осуществляет управление федеральной собственностью". Создается впечатление, будто речь идет об "управлении" в старом смысле планирования социалисти­ческого народного хозяйства и т. д., а не в смысле приватизации, капитализации и других товарно-денежных трансформаций объ­ектов социалистической собственности.

Характерно и то, что в складывающейся системе субъектов государственной собственности "государство" в качестве собствен­ника представлено исполнительной властью (на общефедераль­ном уровне и на уровне субъектов Федерации, в центре и на мес­тах). Именно она наделена полномочиями управления огосударст-вленной собственностью, т. е. функциями власти и собственника одновременно.

О смысле и качестве этого управления можно судить по из­вестным уже плодам приватизации. Правда, обещают, что за пер­вой, ваучерной, ее стадией последует вторая, денежная. Мол, дев­ственная пора стартового равенства, увы, прошла, и дальнейшую гонку за собственностью продолжат лишь призеры первого тура.

Основные итоги осуществленного типа десоциализации собст­венности (на путях "разгосударствления" и приватизации) состоят в том, что в России действительно созданы исходные начала и фор­мы собственности, права, государственности, рынка и т. д.

Однако эти начала и формы, строго говоря, добуржуазные — по их природе и содержанию, по степени их социально-историче­ской развитости и т. д.

При оптимистической оценке идеи капитализации социализма можно сказать, что реформаторы в общем успешно и грамотно дви­жутся в исторически известном направлении к капитализму: от рабства — через феодализм.

В пессимистической же редакции это означает, что социализм по желанию в капитализм не преобразуется, и из первого второе не получается.

Все это, конечно, плохо вяжется со сверхзадачей избранного пути преобразований — осуществить переход от социализма к капитализму. .,,•:.< .,. -, /.,.. .,., ......