logo search
Философия1

3. Гоббс

Ярко выраженный этатистский характер присущ философии права и государства Томаса Гоббса (1588—1679).

Существенное значение в учении Гоббса придается принципи­альному противопоставлению естественного состояния государству (гражданскому состоянию).

Гоббс исходит из того, что "природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей"1. Это равенст­во людей, означающее их равные возможности вредить друг другу, в сочетании с коренящимися в природе человека тремя основными причинами войны (соперничество, недоверие, любовь к славе) при­водит, согласно Гоббсу, к тому, что естественное состояние оказы­вается всеобщей непрекращающейся войной. "Отсюда очевидно, — пишет он, — что пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называет­ся войной, и именно в состоянии войны всех против всех"2.

В изображаемом Гоббсом естественном состоянии нет общей власти. А там, где нет общей власти, замечает он, нет и закона, где нет закона, нет справедливости. Здесь отсутствуют также собст­венность, владение, различие между моим и твоим. Каждый в есте­ственном состоянии имеет право на все, — в этом и состоят его естественное право и естественная свобода.

"оббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и граж­данского. М., 1936. С. ИЗ. В дальнейшем для краткости данная работа будет обозна­чаться "Левиафан". См. также: Гоббс Т. Философские основания учения о гражда­нине. М., 1914. С. 22 и ел.

г°ббс Т. Левиафан. С. 115.

458