logo search
Философия1

Глава 1. Античная философия права

417

оно определено (это безразличие прекращается), и есть разница, выкупить ли пленника за одну мину, и принести ли в жертву одну К0зу, а не двух баранов. Сюда же относятся законоположения, да­ваемые для отдельных единичных случаев, например, касательно жертвоприношения Бразиду, законоположения, получающие силу путем голосования".

Аристотель выступает против сведения всего права к праву волеустановленному (условному, установленному людьми). Хотя вся область права изменчива, однако понятия о справедливости и пра­ве, согласно Аристотелю, изменчивы только в известной степени. "Ясно, — пишет он (Этика, V, 10), — что из явлений, могущих быть и иными, должно отнести к области естественного права, и что долж­но отнести не к области естественного права, а установленного за­коном и всеобщим соглашением".

Аристотель поясняет свое понимание условности права сле­дующим образом. Правовые отношения, основанные на взаимном соглашении (т. е. на условном праве), подобны мерам. Не везде су­ществуют одинаковые меры, скажем, для вина или хлеба и, напри­мер, мера крупных покупщиков большая, чем мера мелких торгов­цев. Подобным же образом, говорит он, и условное (человеческое) право, как и политические устройства, не повсюду одинаковы, "хотя лучшее от природы одно" (Этика, V, 10).

Та часть политического права, которую Аристотель называет естественным правом1, естественна прежде всего потому, что она политична, адекватна политической природе человека и выражает вытекающие отсюда требования и представления о политической справедливости в человеческих взаимоотношениях. В аристотелев­ском понятии естественного права фиксируется совпадение и един­ство естественного, политического, этического (волевого), дианоэти-ческого (интеллектуального) и правового моментов.

Политический характер естественного и условного (волеуста-новленного) права предопределяет их принципиальную общность и коренящуюся в этой общности необходимость соответствия ус­ловного права праву естественному, необходимость учета прин­ципов и требований политической справедливости при принятии закона, в процессе установления правил условного права. Под ус­ловным (волеустановленным) правом в концепции Аристотеля под­разумевается все то, что в последующем словоупотреблении ста­ло обозначаться как позитивное (положительное) право. К услов­ному праву он относит установления закона и всеобщих соглаше-

1 Исследователь правовых взглядов Аристотеля В. Зигфрид следующим образом характеризует его естественноправовые представления: "По-моему, высшее и всеоб-Щее положение естественного права весьма сжато гласит: каждому — свое, надлежа­щее... Второе основное положение, представляющее собой форму применения перво-!Ч гласит: равным — равное, неравным (соответственно) неравное". — Siegfried W. °ег Rechtsgedanke bei Aristoteles. Zьrich, 1947. S. 64—65.

418