logo search
Философия1

Глава 1. Античная философия права

415

1 Древнегреческое слово "номизма" имеет общий корень со словом "номос" (закон, установление, обычай).

Основным выводом этических исследований Аристотеля, су­щественным для политики, права и законодательства, является положение о том, что политическая справедливость возможна лило» между свободными и равными людьми, принадлежащими к одно­му общению, и имеет целью их самоудовлетворенность (автаркию). Политическая справедливость, таким образом, предстает как прин­цип политической формы властвования (в отличие от власти госпо­дина над рабом, отца над детьми, от отношений мужа и жены) и как право политического способа организации отношений между людьми.

Трактуя политическую справедливость как политическое пра­во, Аристотель поясняет: "Не должно ускользнуть от нашего вни­мания то обстоятельство, что искомое нами понятие состоит как в справедливости вообще, так и в политической справедливости (пра­ве). Последнее же имеет место между людьми, принадлежащими к одному общению, и имеет целью самоудовлетворенность их, при­том между людьми свободными и равными, равными в смысле или пропорциональности, или числа вообще. Люди, не находящиеся в подобных отношениях, не могут и иметь относительно друг друга политической справедливости (прав), но имеют некоторого рода справедливость, названную так по сходству с предшествующим видом. Те люди имеют права, для которых существует закон, опреде­ляющий их отношения; закон же предполагает преступление, суд — распределение правды и неправды" (Этика, V, 10).

Существенным моментом правопонимания Аристотеля, как это видно из уже приведенных его суждений, является положение о политическом характере права и закона. И именно политическое право разделяется им на естественное и условное право и лишь в контексте взаимосвязи политики и права законодательство трак­туется им как часть политики.

При анализе взаимоотношений господина и раба Аристотель уделяет специальное внимание вопросу о том, "присуща или нет на­силию идея права" (Политика, 1,2,17,1255а,19). При рассмотрении этого вопроса в его позиции, правда, отсутствует большая ясность.

Так, исходя в целом из представления о рабстве по природе — "одни люди, по своей природе, — свободны, другие — рабы, и этим последним быть рабами и полезно, и справедливо", — Аристотель в то же время замечает, что в некотором отношении правы и те, кто утверждает противное, а именно — рабство по закону: "закон яв­ляется в данном случае своего рода соглашением, в силу которого • Захваченное на войне становится, как говорят, собственностью ов­ладевших им" (Политика, 1, 2, 15 — 16, 1254 в, 24). Однако, продол­жает Аристотель, данная точка зрения (рабство по закону) тоже вызывает возражение, ибо было бы гнусно и несправедливо сами по себе большую силу и способность к насилию считать источником пРавомерной власти и господства над насильно захваченным.

14*

416