logo search
Философия1

Раздел V. История философии права и современность

часть знания о мире вообще, о космосе (как "упорядоченной все­ленной", "мировом порядке").

Согласно Гераклиту, мировым явлениям присущи необходимые связи и "скрытая гармония", в принципе доступные человеческому познанию. Основой упорядоченной связи противоположностей и упо­рядоченности мира как космоса является огонь — всеобщий эквива­лент взаимопереходящих противоположных явлений и мера миро­вого порядка в целом. "На огонь обменивается все, и огонь — на все, как на золото — товары и на товары — золото" (В 90)1.

Обусловленность судеб космоса изменяющейся мерой огня — это и есть, по Гераклиту, всеобщая закономерность, тот вечный логос, который лежит в основе всех событий мира. Все в мире со­вершается согласно этому логосу: через борьбу и по необходимо­сти. Справедливость состоит в том, чтобы следовать всеобщему божественному логосу.

Полис и его закон — это, по Гераклиту, нечто общее, одинако­во божественное и разумное по их истокам и смыслу. "Ведь все человеческие законы питаются единым божественным, который про­стирает свою власть, насколько желает, всему довлеет и над всем одерживает верх" (В 114). Божественный закон как источник чело­веческих законов — то же самое, что в других случаях обозначает­ся как логос, разум, природа.

Божественные, космические процессы и весь космос в целом (как мера вечного огня) дают, согласно концепции Гераклита, ра­зумный масштаб и меру человеческим явлениям, делам и отноше­ниям, в том числе — и человеческим законам2. Без такого божест­венного, космически-огненного масштаба у людей, по Гераклиту, не было бы и самого представления о справедливости. "Имени Правды они бы не знали, если бы этого не было" (В 23).

Для Гераклита Зевс, логос, огонь — синонимы. В теологической плоскости человеческий закон восходит к божественной справедли­вости и правде (дике), в гносеологической плоскости — ко всеобщему логосу, в онтологической плоскости — к вечному огню. В связи с этим триединством истоков закона важно иметь в виду то принципиальное для всей концепции Гераклита положение, что именно онтологиче­ское начало — огонь — дает меру (и масштаб) всему остальному: сам космос упорядочен лишь благодаря определенной мере огня.