logo search
Философия1

Глава 3. Философия права Нового времени

467

Юридический позитивизм тем самым расписывается в своей полной беспомощности установить какие-либо научно значимые объ­ективные критерии отличия права как особого социального явле­ния от иных феноменов (как от произвола и бесправия, так и, ска­жем, от морали) и ограничивается указанием на авторитет власти как единственный критерий для данного отличия. В позитивист­ской трактовке за приказом государственной власти признаются магические возможности. Получается, что властным приказом ре­шаются задачи не только субъективного характера (формулирова­ние норм законодательства), но и объективного плана (формирова­ние, создание самого права), а также собственно научного профиля (отличие права от произвола и вообще от неправовых явлений). Во всем этом отчетливо проявляются этатистские корни и установки всех направлений так называемого юридического позитивизма, который по сути дела является легистским позитивизмом или, про­ще говоря, легизмом.

k 4. Локк

Идеи зарождающегося либерализма нашли свое последователь­ное обоснование и защиту в философско-правовом учении Джона Локка (1632—1704).

В учении Локка идеи естественного права и договорного про­исхождения государства интерпретируются в духе утверждения неотчуждаемых прав и свобод личности, разделения властей и пра­вовой организации государственной власти, господства права в об­щественной и политической жизни.

В естественном (догосударственном) состоянии, согласно Лок-ку, господствует естественный закон, закон природы. Это состоя­ние в его трактовке существенно отличается от гоббсовской карти­ны войны всех против всех. Закон природы, будучи выражением разумности человеческой природы, "требует мира и безопасности для всего человечества"1. И человек в соответствии с требованиями разума также и в естественном состоянии, преследуя свои интере­сы и отстаивая свое — свою жизнь, свободу и собственность, — стремится не навредить другому.

В духе традиционного естественноправового требования "воз­давать каждому свое, его собственное, ему принадлежащее" Локк обозначает совокупность основных прав человека как право собст­венности (т. е. право на свое, собственное). Так, он замечает, что каждый человек по закону природы имеет право отстаивать "свою собственность, т. е. свою жизнь, свободу и имущество"2.

1 Локк Д. Избранные философские произведения. М., I960. Т. 2. С. 8.

2 Там же. С. 50.

Естественное состояние, по Локку, отмечено "полной свободой в отношении действий и распоряжения своим имуществом и лич­ностью" и таким "равенством, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого"1.

Защита закона природы и проведение его требований в жизнь в естественном состоянии обеспечивается властью каждого челове­ка наказывать нарушителей этого закона и охранять невинных. Однако, отмечает Локк, этих неорганизованных индивидуальных средств и форм защиты недостаточно для обеспечения спокойной и безопасной жизни, надежно гарантированной неприкосновенности собственности и т. д.

Разумное преодоление недостатков естественного состояния и ведет, по Локку, к общественному договору об учреждении поли­тической власти и государства, причем "великой и главной целью объединения людей в государство и передачи себя под власть пра­вительства"2 является обеспечение за каждым человеком его есте­ственных прав на собственность — жизнь, свободу и имущество. Самозащита каждым человеком своих естественных прав и требо­ваний закона природы при переходе от естественного состояния к государству заменяется публичной защитой прав и свобод лично­сти политической властью.

Однако по договору об учреждении государства люди не отка­зываются от своих основных естественных прав, да и сам закон природы (как закон разума) продолжает действовать и в государ­ственном состоянии, определяя тем самым цели, характер и преде­лы полномочий и деятельности политической власти.

Чтобы политическая власть соответствовала своему договор­ному назначению и не превратилась в абсолютную и деспотиче­скую силу, сосредоточенную в руках одного лица или органа, необ­ходимо соответствующее разделение властей (на законодательную, исполнительную и федеративную). Причем законодательная власть, обладающая исключительным правом издавать обязательные для всех законы, является, по Локку, верховной, а остальные власти подчинены ей. Особенно настойчиво он подчеркивает недопусти­мость и опасность сосредоточения в одном органе законодательной и исполнительной (куда включается и судебная) властей.

Существенным моментом локковской договорной концепции государства является "доктрина законности сопротивления всяким незаконным проявлениям власти"3. Законность подобного сопротив­ления, включая право народа на восстание против деспотической власти, коренится в суверенных правомочиях народа — учреди­теля государства. И после заключения договора народ остается судь-

| Там же. С. 7. 3 Там же. С. 72. Там же. С. 116.

468