logo search
Философия1

Раздел V. История философии права и современность

Глава 3. Философия права Нового времени V '«•<»»• «-**3!

459

Гоббс определяет естественное право следующим образом: "Естественное право, называемое обычно писателями ius naturale, есть свобода всякого человека использовать свои собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, т. е. собственной жизни, и, следовательно, свобода делать все то, что по его собственному суждению и разумению является наиболее подходящим для этого средством"1.

Естественное право, по мнению Гоббса, не следует смешивать с естественным законом (lex naturalis) — предписанием или най­денным разумом общим правилом, согласно которому человеку за­прещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению, и упускать то, что он считает наилуч­шим средством для сохранения жизни.

Гоббс подчеркивает: "Следует различать между ius и lex, ме­жду правом и законом, хотя те, которые пишут по этому предмету, обычно смешивают эти понятия: ибо право состоит в свободе де­лать или не делать, между тем как закон определяет и обязывает к тому или другому члену этой альтернативы, так что закон и право различаются между собой так же, как обязательство и свобода, которые несовместимы в отношении одной и той же вещи"2.

Человек — существо разумное, а общее правило и предписа­ние разума, согласно Гоббсу, звучит так: "всякий человек должен добиваться мира, поскольку у него есть надежда достигнуть его, если же он не может его достигнуть, то он может использовать всякие средства, дающие преимущество на войне"3.

В этом предписании разума, свидетельствующем о своеобраз­ном рационалистическом (апеллирующем к разуму) подходе Гоббса к обсуждаемой теме, содержатся как правила поведения в естест­венном состоянии (во второй части приведенной формулы речь идет о санкционируемом разумом естественном праве), так и о правиле выхода из естественного состояния всеобщей войны к миру (первая часть формулы). Первая часть гоббсовской максимы разума высту­пает как первый и фундаментальный естественный закон: следу­ет искать мира и следовать ему.

Из этого основного естественного закона Гоббс, прибегая к де­дукции, выводит целый ряд других естественных законов, конкре­тизирующих правило поиска гражданского мира между людьми4.

Так, второй естественный закон гласит, что в случае согласия на то других людей человек должен согласиться отказаться от пра-

1 Гоббс Т. Левиафан. С. 117.

2 Там же. Такое противопоставление права и закона отрицает их общность и отвер­гает саму возможность правового закона как правовой формы признания и защиты свободы людей.

3 Там же. С. 118.

4 См.: Гоббс Т. Левиафан. С. 118—138; Он же. Философские основания учения о гражданине. С. 30—59.

ва на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, какую он допустил бы у других людей по отношению к себе. Гоббс отмечает, что требование этого закона уже представлено в известной евангельской максиме: по­ступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе.

В другой формулировке, резюмирующей, по мнению Гоббса, основной смысл всех естественных законов, данное правило гласит: не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе.

Третий естественный закон требует, чтобы люди выполняли заключенные ими соглашения. Этот закон, по Гоббсу, содержит в себе источник и начало справедливости.

Несправедливость — это невыполнение договора, а все, что не несправедливо, справедливо.

Однако соглашения, основанные на доверии, недействитель­ны там, где есть опасения их невыполнения (т. е. в естественном состоянии). "Вот почему, — пишет он, — прежде чем слова спра­ведливое и несправедливое могут иметь место, должна быть ка­кая-нибудь принудительная власть, которая угрозой наказания, перевешивающего благо, ожидаемое людьми от нарушения ими соглашения, принуждала бы в одинаковой мере людей к выполне­нию их соглашений и упрочила бы ту собственность, которую люди приобретают путем взаимных договоров взамен отказа от универ­сального права. И такая власть может явиться с основанием госу­дарства"1.

Распространенное определение справедливости как неизмен­ной воли давать (воздавать) каждому его собственное Гоббс трак­тует в духе своей концепции: справедливость предполагает собст­венное (собственность), а последнее возможно лишь там, где есть государство и принудительная гражданская власть.

Остальные естественные законы, формулируемые Гоббсом, требуют соблюдения правил благодарности, признательности, скром­ности, милосердия, прощения, неприкосновенности посредников мира, беспристрастного и нелицеприятного решения споров и т. д.2.

Естественные законы неизменны и вечны. "Ибо, поясняет Гоббс, — несправедливость, неблагодарность, надменность, гордость,

Т. Левиафан. С. 127.

из естественных законов запрещает пьянство и все то, что уклоняет ум от его естественного состояния, разрушая или уменьшая тем самым способность рас­суждения. Основание формулировки этого закона таково: естественный закон - это веление правого разума (recta ratio), а последнее в естественном состоянии пред­ставляет собой "акт рассуждения, т.е. собственное и истинное рассуждение каждо­го отдельного человека о его действиях, которые могут привести к выгоде или вРеду для остальных людей". - Гоббс Т. Философские основания учения о гражда­нине. С. 30, 53—54.

460