logo search
Философия1

7. Эпикур

Концепцию правопонимания, исходящую из представлений о справедливости и праве как договоре об общеполезном для обеспе­чения индивидуальной свободы и взаимной безопасности людей в общественно-политической жизни, развивал в эпоху эллинизма Эпикур (341—270 гг. до н. э.).

Природа, согласно учению Эпикура, развивается по своим соб­ственным законам, без вмешательства богов. Познание человеком природы и разумное исследование им причин и целей своих дейст­вий выступают как существенные максимы эпикуровской этики.

Основные ценности эпикуровской этики (свобода, удовольст­вие, "атараксия" — безмятежное спокойствие духа), как и она вся в целом, носят индивидуалистический характер и по сути своей внеполитичны. Они являются результатом сознательных усилий ин­дивида, его благоприобретением вследствие уяснения им и реали­зации соответствующего природе образа мысли и действия.

Свобода человека — это, согласно Эпикуру, его ответствен­ность за разумный выбор своего образа жизни. Сфера человече­ской свободы — это сфера его ответственности за себя; она — вне и необходимости, поскольку "необходимость не подлежит ответствен­ности"1, и непостоянного случая. Свобода обретается благодаря уяс­нению того, "что зависит от нас" и "не подлежит никакому господи­ну"2. "Необходимость, — говорит он, — есть бедствие, но нет ника­кой необходимости жить с необходимостью"3. Обуздание страстей и желаний разумом и довольство немногим — существенная черта свободного человека. "Величайший плод довольства своим (ограни­чения желаний) — свобода"4.

Главная цель государства и основания политического обще­ния состоят, по Эпикуру, в обеспечении взаимной безопасности людей, преодолении их взаимного страха, непричинении ими друг другу вреда. Настоящая безопасность достигается лишь благодаря, тихой жизни и удалению от толпы. В рамках же широкого полити­ческого общения "безопасность от людей достигается до некоторой степени благодаря некоторой силе, удаляющей (беспокоящих лю­дей), и благосостоянию"6.

С таким пониманием характера и назначения политического общения и смысла свободы связана и эпикуровская трактовка го-

1 Материалисты Древней Греции. С. 212.

2 Там же.

3 Там же. С. 219. * Там же. С. 224. 5 Там же. С. 215.

422