logo search
Философия1

4. Система разделения и взаимодействия властей

Присущий новой российской Конституции юридический тип правопонимания включает в себя в целом и юридическое понима­ние государства. В организационно-властном плане это нашло свое выражение в конституционном закреплении определенной систе­мы разделения властей в рамках общей концепции российской пра­вовой государственности.

Сам принцип разделения властей сформулирован в Консти­туции (ст. 10) следующим образом: "Государственная власть в Рос­сийской Федерации осуществляется на основе разделения на зако­нодательную, исполнительную и судебную. Органы законодатель­ной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".

Дальнейшая конкретизация этих общих положений о разде­лении властей в соответствующих главах Конституции, определяю­щих статус и полномочия Президента Российской Федерации (гл. 4), Федерального Собрания (гл. 5), Правительства Российской Федерации (гл. 6), судебной власти (гл. 7), свидетельствует о кон­ституционном закреплении своеобразной российской модели пре­зидентской республики.

Существо этого своеобразия состоит в том, что система разде­ления и взаимодействия властей носит в целом асимметричный и несбалансированный характер — с явным перекосом в пользу пол-