logo search
Философия1

Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву

383

Но процедура эта очень сложная и практически не реализуемая.

В отношениях между президентской и законодательной вла­стями особого внимания заслуживает конкуренция между актами Президента Российской Федерации и федеральными законами.

Согласно Конституции (ст. 90), обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации указы и распоряжения Президента Российской Федерации "не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам". Здесь, отчасти ввиду больших пробелов в законодательстве, явно нарушен принцип иерархии источников права (Конституция — закон — указ и т. д.) в рамках правового государства. Данный прин­цип требовал иной формулировки, а именно: "Указы и распоряже­ния Президента Российской Федерации издаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации и федераль­ных законов".

Очевидно, что указное законотворчество, какие бы доводы при этом ни приводились, нарушает прерогативы законодательной власти и девальвирует принцип верховенства закона. Тем самым подрываются и общие правовые основы всей системы нормативно-правовых актов. С учетом сложностей внесения в Конституцию по­правок было бы целесообразно данную коллизию между законом и указом разрешить в пользу верховенства закона посредством соответствующего толкования Конституции Конституционным Су­дом Российской Федерации.

Становление правового государства невозможно без утвержде­ния независимой судебной власти и ее всесторонней правозащит­ной деятельности.

Советские суды на протяжении многих десятилетий партий­но-коммунистической власти были подчиненными и послушными звеньями машины классового насилия. В идеологии и на практике господствовало известное ленинское положение о том, что дикта­тура пролетариата есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами. В этих условиях объек­тивное правосудие и независимый суд были просто невозможны.

Унизительное положение суда и судей, их полная подчинен­ность партаппарату и правящей номенклатуре были общеизвест­ным фактом. О господстве в советских судах так называемого "те­лефонного права" (т. е. устных директив от вышестоящих звеньев номенклатуры) знали все. Поэтому конституционная декларация тех лет о том, что "судьи независимы и подчиняются только закону", в неофициальном варианте звучала так: "Судьи "независимы" и подчиняются только райкому".

Старая судебная система не была изменена и в годы пере­стройки. Правда, 4 августа 1989 г. был принят Закон СССР о стату-Се судей, но дело до реализации этого половинчатого (по своему ДУху — советско-коммунистического) акта не дошло.

-о 13*

384 Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства

Идея деполитизации и департизации суда и других государ­ственных учреждений содержалась в Указе Президента РСФСР от 20 июля 1991 г. "О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движе­ний в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР". Первыми действительно важными шагами на пути к но­вому суду в России стали формирование и деятельность Конститу­ционного Суда России. Закон РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР" был принят Верховным Советом РСФСР 6 мая 1991 г. и утвержден Съездом народных депутатов РСФСР 12 июля 1991 г. Указом Президента от 24 декабря 1993 г. этот закон был признан недействующим. Как сам этот закон 1991 г., так и деятельность Конституционного Суда РСФСР (в 1992—1993 гг.), несмотря на их недостатки, оказали заметное влияние на формирование независи­мой судебной власти в России.

Целый ряд новых положений о суде был закреплен в законе РСФСР от 26 июля 1992 г. "О статусе судей в Российской Федера­ции"1. В этом законе содержится положение о том, что судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Сформулированные в этом законе основные принципы фор­мирования и деятельности независимой судебной власти в России получили в дальнейшем свое признание и закрепление в новой Конституции. В ней (ст. 118) провозглашено положение о том, что "правосудие в Российской Федерации осуществляется только су­дом". Судебная власть осуществляется посредством конституцион­ного, гражданского, административного и уголовного судопроизвод­ства. Создание чрезвычайных судов не допускается. Конституция (ст. 120—122) закрепляет принципы независимости, несменяемости и неприкосновенности судьи.

Судопроизводство, согласно Конституции (ст. 123), осуществ­ляется на основе состязательности и равноправия сторон. В случа­ях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осу­ществляется с участием присяжных заседателей.

Конституция (ст. 125—128) определяет основные полномочия и новый порядок формирования Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Во втором разделе новой Конституции ("Заключительные и переходные положения") отмечается, что суды в Российской Феде­рации осуществляют правосудие в соответствии с их полномочия­ми, устанрвленными в новой Конституции (ст. 5). После вступления в силу новой Конституции судьи всех судов Российской Федерации сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они