logo search
Философия1

Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства

бывшей социалистической собственности) привел пока что не к ка­питализму, а к весьма неразвитым, докапиталистическим (добур-

жуазным) социальным, экономическим, политическим и правовым формам и отношениям.

Когда идеологи перехода от социализма к капитализму гово­рят о разгосударствлении и приватизации собственности, то при этом как бы само собой разумеется, будто речь идет об изначаль­ной собственности государства и о ее разгосударствлении, а не о достоянии народа, не о десоциализации бывшей общественной со­циалистической собственности.

Получается любопытная картина. С одной стороны, постсоциа­листическое государство присваивает и по-настоящему превраща­ет в свою собственность основной итог социализма — социалисти­ческую собственность. С другой стороны, это же государство, как бы не желая иметь ничего общего с кровавым прошлым (кроме, разумеется, претензий в отношении созданной на этой крови социалистической собственности), делает вид, будто социализм здесь ни при чем и социалистическая собственность появилась без социализма.

Чтобы отвергнуть социализм на будущее, его наличие наши реформаторы отрицают и в прошлом. В русле такого несерьезного отношения к социализму любые реформы обречены на деформа­цию и неудачу. И прежде всего потому, что социалистической соб­ственности, не отягощенной социалистическими долгами и постсо­циалистическими ожиданиями вернуть их, не бывает.

Главным и определяющим фактором всего процесса постсо­циалистических преобразований стало действительное огосудар­ствление социалистической собственности. В этом — суть дела, все остальное (в экономике, политике, законодательстве и т. д.) — следствие. Данное обстоятельство заслуживает тем большего вни­мания, что оно, как ни странно, до сих пор не осознано обществом.

Это огосударствление общественного достояния, официально названное разгосударствлением, было компенсировано тем, что ка­ждый получил по ваучеру, разрекламированному в качестве во­площенной гарантии "равных стартовых возможностей" для дви­жения от социализма к рыночному обществу и надежного средства широкой "народной" приватизации. С подобной миссией, как из­вестно, ваучеры явно не справились.

Приватизация по сути своей исходно была привилегией для весьма небольшой части общества, и с самого начала было ясно, что такая эфемерная возможность с помощью незначительных квази­денег приобрести что-то из ограниченного фонда подлежащих при­ватизации за ваучеры объектов собственности будет, конечно, реа­лизована лишь немногими (представителями номенклатуры и те­невой экономики, мафиозными структурами, отдельными трудовы­ми коллективами и т. д.). Для них ваучерная приватизация деист-