logo search
Философия1

Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций

249

1 Там же. С. 224.

2 Там же. С. 274.

3 Там же. С. 275.

4 Там же.

5 Там же. С. 274—275.

В целом же Рейснер разделяет и по-своему развивает маркси­стское представление об "отмирании" права при коммунизме. Так, он отмечает, что с преодолением фактического неравенства исчез­нет противоречие между фактом и правом, экономической дейст­вительностью и построенной над ней идеологией. На смену праву как идеологической форме придет свободное от идеологических искажений "научно-техническое выражение" общественных отно­шений "без малейшей примеси какого бы то ни было субъективиз­ма, преломления или извращения"1.

Вся история права — это, по Рейснеру, "история его угаса­ния"2. При коммунизме оно угаснет навсегда. "Формула, которая экономически и реально обеспечит неравное каждому неравному и притом обеспечит без всякого спора и субъективного домогательст­ва, точно так же как без компромисса, венчающего своей идеологи­ей договора реальное соотношение борющихся сил, эта формула убьет право"3.

Данная формула ("неравное каждому неравному") восходит к положению Маркса о том, что для преодоления фактического нера­венства "право, вместо того чтобы быть равным, должно бы быть неравным"4. Но тут получается порочный круг. Поскольку под "рав­ным правом" имеется в виду формальное равенство (т. е. сам принцип всякого права), то ясно, что в таком смысле "неравное право" — это не только не право, но и вообще нечто нереальное и невозможное. Кроме того, очевидно, что понятие "неравенство" ("неравное пра­во" у Маркса, "неравное каждому неравному" у Рейснера и т. п.) имеет определенный, верифицируемый, рациональный смысл лишь постольку, поскольку вообще есть равенство, т. е. опять же — пра­вовое начало, принцип права.

Вся эта несуразица порождена попыткой выразить коммуни­стическую мифологему "по потребностям" в юридических катего­риях "равенство" и "неравенство" — как "фактическое равенство", "неравное" право, "неравное каждому неравному" и т. п. Равенство и соответствующее (производное от равенства) неравенство — это всегда только формальное, формально-правовое явление (пра­вовой принцип равенства и соответственно — неравенство уже при­обретенных прав различных субъектов), т. е. противопонятие "фак­тического". Фактическое же само по себе — вне и без права — это лишь хаотический поток различий, не упорядоченных в форме правового равенства и неравенства. Поэтому т. н. "фактическое ра­венство" имеет лишь негативный смысл — отрицание формаль­ного равенства, т. е. права. Никакого другого (позитивного) смысла в коммунистическом "фактическом равенстве" нет, если не считать

1 Там же. С. 258.

2 Там же. С. 274.

3 Там же. С. 259.

* Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19. С. 19.

250 Раздел III. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание таковым миф об удовлетворении людей "по потребностям" (но и тут речь идет лишь о фактических различиях).

При всем своеобразии рейснеровской классово-психологиче­ской концепции права она в основных и главных своих чертах и подходах остается в общих рамках марксистского отношения к праву. Его классовое перетолкование интуитивного права фактиче­ски отвергает основание и суть психологического правопонимания вообще — индивида с его правовой психикой, правовыми притяза­ниями, эмоциями и т. д. Отметая все остальное в психологическом учении о праве как ему, марксисту и пролетарскому идеологу, чу­ждое и ненужное, Рейснер берет из этого учения лишь представле­ние о том, что у "субъекта" может быть правовая психика (право­вой способ "переживания", отражения и выражения реалий), и в качестве таких "субъектов" признает лишь некие коллективные, вторичные (по отношению к человеческим индивидам) образования в виде общественных классов, родовых групп и т. д. Право и право­вую психологию, исходно и принципиально увязанную в психоло­гической теории права с индивидом, он в духе марксистских пред­ставлений приписывает классам и выдает за правовую идеологию. Помимо некорректности подобного отождествления правовой психологии с правовой идеологией, следует отметить, что преодо­ление индивида как субъекта права в рейснеровской концепции класса—субъекта права по сути дела означает не просто игнориро­вание субъективных прав индивида, но и отрицание права вообще, поскольку без индивида как исходного, опорного, определяющего и формообразующего субъекта права в принципе невозможны ни другие (вторичные и производные от индивида — субъекта права) субъекты права, ни право как специфическое явление с отличи­тельным принципом формального равенства людей и связанной с ним справедливости.

Ведь равенство, признаваемое также и Рейснером в качестве отличительной особенности права, имеет смысл лишь постольку, поскольку речь идет о формальном равенстве фактически различ­ных индивидов, о правовом равенстве людей как формально сво­бодных и независимых лиц. Только на уровне индивидов и лишь применительно к индивидам вообще может быть сформировано и конституировано то формальное равенство, которое и есть прин­цип, смысл и суть права и вместе с тем единственно возможная всеобщая форма свободы индивидов.

То, что Рейснер называет субъективным классовым правом, правовым притязанием или требованием класса, — это лишь воль­ный перенос на "классовый интерес", "волю класса" и т. д. (в тради­ционном марксистском понимании) внешней, словесной юридиче­ской конструкции "субъекта права". Но поскольку в процессе такой экстраполяции отвергается основной юридический смысл данной конструкции (исходная правосубъектность индивидов), постольку