logo search
Философия1

Глава 1. От социализма к цивилизму. Концепция цивилитарного права 337

ва производства. Отрицание необходимо преобразовать в утвержде­ние с учетом итогов истории, на более высоком уровне.

С позиций права все граждане — наследники социалистиче­ской собственности в равной мере и с равным правом. И за каж­дым гражданином должно быть признано право на равную для всех граждан долю во всей десоциализируемой собственности. Социалистическая собственность тем самым будет преобразована в индивидуализированную гражданскую собственность, и каждый гражданин станет обладателем реального субъективного права на равный для всех минимум собственности. Помимо и сверх этого нового права каждый будет иметь право (в смысле буржуазного права) на любую другую собственность — без ограничительного максимума.

Новый, послесоциалистический строй с такой гражданской (цивильной, цивилитарной) собственностью можно в отличие от капитализма и социализма назвать цивилизмом, цивилитарным строем (от латинского слова civis — гражданин)1.

Переход от социалистической собственности к гражданской собственности, например, применительно к Российской Федерации можно выразить в следующей юридико-нормативной (или, точнее говоря, юридико-нормографической) форме:

1. Вся бывшая социалистическая собственность в Российской Федерации бесплатно индивидуализируется в пользу всех граж­дан по принципу равного права каждого гражданина на граждан­скую собственность — одинаковую долю от всей преобразуемой социалистической собственности.

2. В соответствии с такой десоциализацией социалистической собственности все ее объекты становятся объектами общей собст­венности всех граждан как равных собственников, владельцев рав-1 ных индивидуализированных долей собственности в рамках дан­ной общей собственности. [

3. Гражданская собственность у всех без исключения граждан^ одинакова. Арифметический размер доли каждого гражданина-со-, собственника в общей собственности всех граждан с учетом числа^ граждан Российской Федерации, тенденций в динамике народона­селения и необходимости резервного фонда гражданской собствен­ности устанавливается в виде 1/160 000 000 доли общей собствен­ности всех граждан.

1 Подробнее см.: Нерсесянц B.C. Закономерности становления и развития социали­стической собственности // Вестник АН СССР, 1989, № 9; Он же. Концепция граж­данской собственности // Советское государство и право, 1989, № 10; Он же. Про­гресс равенства и будущность социализма // Вопросы философии, 1990, № 3; Он Же. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму. М., 1992; Он же. Продолжение истории: от социализма — к цивилизму // Вопросы философии, 1993, № 4; Он же. Право — математика свободы. М., 1996.

338 Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства

Размер гражданской собственности с учетом изменений числа граждан и других обстоятельств определяется через каждые 5 лет. В пределах этого срока изменения в числе граждан и в составе объектов общей собственности граждан не влекут изменения само­го арифметического размера гражданской собственности.

4. Юридический статус и титул каждого гражданина в качест­ве субъекта гражданской собственности официально удостоверяет­ся надлежащим правовым документом о праве собственности.

5. Право на гражданскую собственность носит личный, при­жизненный и неотчуждаемый характер. Ни один гражданин не может быть лишен права на гражданскую собственность. Граждан­ская собственность отдельных граждан не подлежит изъятию из общей собственности всех граждан. Право на гражданскую собст­венность не может быть полностью или частично передано друго­му лицу.

6. Для каждого гражданина открывается личный счет граж­данской собственности, на который в централизованном порядке поступает равная для всех доля от всех доходов, получаемых от общей собственности всех граждан в результате всех форм рыноч-но-хозяйственного использования объектов этой собственности.

В порядке пояснений к приведенным положениям следует от­метить, что в них речь идет о бесплатной индивидуализации всей социалистической собственности, т. е. всех ее форм и всей ее мас­сы. Это, в частности, означает последовательное отрицание как пре­тензий государства (т. е. системы государственных органов и от­дельных ее звеньев) на социалистическую собственность, так и, следовательно, его права на долю в десоциализируемой собствен­ности.

За государством признается лишь право на налоги, но не на доходы от объектов десоциализируемой собственности. Объекты (здания, техника и т. д.), необходимые для нормального функциони­рования государственных органов, первоначально должны быть предоставлены из фонда общей собственности граждан в бесплат­ное пользование, но не в собственность государства. В дальнейшем (с учетом состояния государственной казны и т. д.) возможен пере­ход и на платный режим пользования подобными объектами. Кро­ме того, государство (и его органы) может, как и любое другое юри­дическое лицо в условиях рыночной экономики, на общих для всех условиях арендовать, приобретать в собственность и т. д. любой объект, находящийся в товарно-денежном обороте. Полное отделе­ние государства от бывшей социалистической собственности явля­ется необходимым условием для окончательного раскрепощения населения, для формирования свободных собственников и свобод­ного рынка, настоящих экономических и правовых отношений, не­зависимого от политической власти гражданского общества и фор­мирования на такой основе правовой государственности. Обществу с гражданской собственностью нужно и соответствующее его сути,