logo search
Философия1

Глава 4. В поисках новых подходов к праву

321

1 См.: Советское государство и право, 1979, № 7, 8.

Выйти из порочного круга антиправового советского легизма можно было лишь на основе последовательного юридического пра­вопонимания. Поэтому для выяснения и критики неправового ха­рактера так называемого "социалистического права" и законода­тельства, определения путей движения от неправового социализма к правовому строю, к правовому государству и правовому закону принципиально важное значение имело именно различение права и закона и анализ с этих позиций сложившейся ситуации. В таком контексте и была выдвинута либертарно-юридическая концепция различения права и закона, обосновывающая понимание права как всеобщей формы и равной нормы (меры) свободы индивидов1.

Неправовые реалии социализма в сочетании с установкой на продвижение к неправовому коммунизму полностью лишали совет­скую теорию и практику всякой правовой перспективы развития, движения к какому-нибудь варианту постсоциалистического пра­ва, правового закона и правовой государственности.

Либертарная теория правопонимания, напротив, выражает как раз правовую перспективу развития от наличного (неправового) социализма к будущему правовому строю.

Существенный момент либертарного правопонимания состоит в том, что с позиций такого подхода можно выявить те объектив­ные условия, при которых вообще возможно право. Это же позво­ляет показать, что для наличия права нужны такие условия, кото­рые объективно не согласуемы с социализмом и отрицаются им. Именно здесь коренятся определяющие объективные причины от­сутствия и невозможности "социалистического права", а не в чьих-то субъективных установках и противодействиях. Тем самым ли­бертарно-юридическая концепция содействовала теоретическому обоснованию необходимости выхода за социально-исторические рамки социализма как правоотрицающего переходного строя, уяс­нению особенностей постсоциалистического пути к праву в общем контексте всемирно-исторического прогресса равенства и права.

Интерес к теории различения права и закона, к идее правовой свободы и т. д. заметно усилился (и не только в юридической науке, но и в массовой печати) в условиях перестройки и особенно в 90-е годы, когда стали возможными первые шаги в сторону права и пра­вовой государственности2. Вместе с тем во все большей мере стано-

1 См., в частности: Нерсесянц B.C. Различение и соотношение права и закона как междисциплинарная проблема // Вопросы философии права. М., 1973; Он же. Пра­во и закон. М., 1983; Он же. Право и закон: их различение и соотношение // Вопро­сы философии, 1988, № 5.

2 Так, идеи либертарно-юридического правопонимания плодотворно применяются и Развиваются в работах ВА. Четвернина. — См.: Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 1993.

322 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

вилось ясно, что предстоящие преобразования — это во многом по своей сути движение от неправового строя к свободе и праву и что, следовательно, подобные преобразования не стыкуются с произ­вольными властно-приказными представлениями о праве и их можно осмыслить и осуществить лишь с позиций нового правопонимания, исходящего из прав и свобод индивидов и ориентированного на ут­верждение и дальнейшее развитие общечеловеческих достижений в сфере общественной и государственно-правовой жизни.

<:• Tf

*

•Ja «

•«а

АУ.<.: „A"./