logo search
Философия1

Глава 3. Советский легизм

307

1 Александров Н.Г. Право и законность в период развернутого строительства ком­мунизма. М, 1961. С. 204.

2 Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1961. С. 59.

3 Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия. М., 1970. С. 173.

тив таких "исказителей" подлинного "марксистско-ленинского уче­ния о государстве и праве", как казненные ко времени Совещания 1938 г. Пашуканис и Крыленко или давно умершие Рейснер, Стуч-ка и др. Так ведь то же самое говорили Вышинский и другие участ­ники Совещания 1938 г.

Обходя эти неприятные моменты, авторы названного курса продолжают: "К несомненным достижениям совещания следует отнести прежде всего то, что оно отвергло вульгарно-материали­стический подход к пониманию государства и права вообще, Совет­ского государства и права в частности. Было отвергнуто понимание советского права как отмирающего буржуазного права. Совещание подчеркнуло значение нормативной стороны советского социали­стического права. Все это, несомненно, было призвано обеспечить проведение в жизнь принципа социалистической законности, абсо­лютно необходимого для социалистического строительства"1.

То, что здесь анонимно названо "вульгарно-материалистиче­ским подходом", на самом деле, судя по концепциям Стучки, Пашу-каниса, Разумовского и ряда других ведущих советских авторов 20-х и начала 30-х годов, было во многом лишь воспроизведением и толкованием в духе тогдашней коммунистической идеологии и со­циалистической практики соответствующих положений из трудов Маркса, Энгельса и Ленина, руководящих решений правящей боль­шевистской партии. Во всяком случае учение марксизма-лениниз­ма о государстве и праве в трактовке этих юристов 20-х годов было ближе к соответствующим первоисточникам, нежели в толковании Вышинского и его последователей. Авторы же цитируемого курса пытаются потребности господствующей идеологии и практики во все новой и новой версии "подлинного марксизма-ленинизма" за­вуалировать, как это делал и Вышинский, поисками "козлов отпу­щения" и обвинениями предшественников в "извращении", "иска­жении" и т. д.

Даже об "отмирающем буржуазном праве" в приведенной из курса цитате говорится так, будто данное представление о судьбе права после пролетарской революции восходит не к Марксу и Ле­нину, а к Пашуканису.

Упомянутая авторами курса "нормативная сторона советско­го социалистического права", подчеркнутая и тем самым как бы сохраненная для жизни Вышинским, стала не просто одним из рас­хожих реабилитирующих аргументов в пользу Совещания 1938 г., но и вообще каким-то мистическим, во всяком случае явно ирра­циональным символом для всех поколений приверженцев этого тоталитарно-легистского "правопонимания". Они узнают и при­знают друг друга по "нормативности права", хотя все это — лишь слова пароля на "правовом фронте", к тому же неверно понятые и

1 Там же.