logo search
Философия1

Глава 2. "Правовой фронт" социализма

267

1 См.: Доценко М. Против схоластики в теории права // Советское государство и революция права, 1930, № 7. С. 143.

2 См., в частности, Лашуканис Е. Положение на теоретическом фронте (К некото­рым итогам дискуссии) // Советское государство и революция права, 1930, № 11—12. С. 25—26; Берман Як. В доспехах вульгарного экономизма // Советское государ­ство и революция права, 1930, № 8—9. С. 139—158; Доценко М. Против схола­стики в теории права // Советское государство и революция права, 1930 № 7 С. 136—155. " '

3 Либерман С. Против сползания на позиции меновой концепции в праве // Совет­ское государство и революция права, 1930, № 8—9. С. 159—167.

4 Там же. С. 159.

5 Там же. С. 162.

6 Там же. С. 166.

отрицание "пролетарского права" и лишь словесное признание но­вого качества советского права, отрыв права от государства, от по­литики диктатуры пролетариата и т. д.) Пашуканис в духе тогдаш­ней "самокритики" не только признал ряд недостатков своей пози­ции, но и по существу начал отход от своей концепции в сторону отождествления права и политики, толкования права как одной из форм политики или даже как "части политики"1.

Пашуканис полагал, что путь к синтезу его взглядов с позици­ей Стучки лежит в поиске "такого понимания права, в котором сочетались бы классовое его содержание, классовая его сущность и форма"2. Отвергая и в это время концепцию "пролетарского права" и какую-то особую форму советского права, Пашуканис считал, что советское право — это право переходного периода с пролетарской классовой сущностью и с буржуазной формой права.

Для советского права как права переходного периода, подчер­кивал он, нельзя создавать особую законченную систему права и не следует для него искать какую-то особую форму права, поскольку все это затормозит движение к социализму. "Но, ведь, когда этот господствующий сектор все поглотит, — писал он, имея в виду по­беду социалистического сектора в результате нэпа, — тогда как раз начнется исчезновение права. Как же вы хотите построить за­конченную систему права, исходя из таких общественных отноше­ний, которые в себе заключают уже необходимость отмирания вся­кого права? Это же совершенно немыслимая задача. А если вы все сведете только к субъективному волевому моменту, к "принужде­нию", тогда непонятно, почему Маркс и Энгельс говорили о "бур­жуазной" форме права. Именно потому, что мы исходим из тех объективных отношений, которые пролетарская диктатура ежечасно переделывает, именно поэтому мы не можем заниматься созданием системы пролетарского права"3.

Пашуканис в этой связи призывал к "политической гибкости", к движению "за политикой" и в русле политики, "ибо политика довлеет, ибо отношения между политикой и юридической надстрой­кой, правовой надстройкой в переходный период совершенно иные, чем в буржуазном государстве"4. Если буржуазные авторы "рас­творяют" политику в праве, пояснял он, то "у нас, наоборот, право занимает подчиненное положение по отношению к политике. У нас

1 См.: Бюллетень ИКП, 1930, № 8. С. 54—55. Этот новый подход, включая и харак­теристику советского права как "формы политики пролетариата", был зафиксиро­ван и в упомянутой передовице (В наступление по всему фронту // Советское государство и революция права, 1930, К9 11—12. С. 10), отражавшей и изменявшую­ся позицию Пашуканиса и его сторонников.

2 Пашуканис Е. Положение на теоретическом правовом фронте (К некоторым ито­гам дискуссии) // Советское государство и революция права, 1930, № 11—12. С. 35.

3 Там же. С. 47.

4 Там же.

268 Раздел III. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание есть система пролетарской политики, но нам не нужно никакой сис­темы пролетарского права"1.

В подтверждение такого понимания роли советского права как средства для проведения политики диктатуры пролетариата Па-шуканис ссылался на использование государственного принужде­ния для осуществления индустриализации, коллективизации, лик­видации кулачества как класса, хлебозаготовок, промфинплана и т. д. Ориентация права на пролетарскую политику сопровожда­лась признанием, что "право у нас самостоятельной и законченной роли играть не может"2. Ратуя за полную политизацию права, Па-шуканис говорил: "Мы за то, чтобы в праве на первом месте стояла политика, чтобы политика довлела над правом, ибо она ведет

вперед"3.

Такая подмена права политикой по существу отрицала спе­цифику права и представляла собой радикальный отход Пашука-ниса от своей прежней концепции. В ситуации отсутствия права признаваемое Пашуканисом советское право при ближайшем рас­смотрении оказывалось на поверку чем-то действительно неправо­вым (в приведенной трактовке Пашуканиса — политикой, средст­вом политико-властного принуждения). Сетуя на непонимание свое­образия советского права, обусловленного задачами переходного периода, Пашуканис замечает: "Тут и сказывается беда людей, которые избрали себе профессию советских юристов"4. Сегодня мож­но сказать, что и сам Пашуканис не понимал подлинного смысла этой "беды". Она состояла не в "особенностях" советского права, а в его неправовом характере. И хотя ситуация в действительности была неправовая, Пашуканис (вместе с другими советскими юри­стами, но по-своему) как ортодоксальный марксист считал, что раз в доктрине предсказано буржуазное "равное право", то оно есть (в виде, например, "своеобразного" советского права — части про­летарской политики).

Это упорное доктринерство, как мы видели, неплохо ужива­лось (и у Пашуканиса, и у других попавших в историческую "беду" юристов) с "политической гибкостью". Обозначая политизацию в качестве нового ориентира для права, Пашуканис наставлял своих слушателей: "Односторонность и узость советского юриста должна быть преодолена в реконструктивный период. Если мы этого не сделаем, тогда мы со всеми теми конкретными задачами, которые перед нами стоят, не справимся"5.

В этих словах Стучка верно уловил призыв к новой переоцен­ке ценностей и спросил: "А революционная законность?" На что