logo search
Философия1

Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву

375

свободах человека. В утверждение такого подхода Конституция (ст. 2) провозглашает: "Человек, его права и свободы являются выс­шей ценностью". При этом Конституция (п. 2 ст. 17) исходит из того, что "основные права и свободы человека неотчуждаемы и принад­лежат каждому от рождения".

Таким образом, в конституционном правопонимании сочета­ются два компонента: юридико-аксиологический (права и свободы человека как высшая ценность) и естественноправовой (прирож­денный характер и неотчуждаемость основных прав и свобод чело­века).

Причем оба компонента такого гуманистического правопони­мания исходят именно из индивидуальных (а не коллективистских, групповых и т. д.) прав и свобод. Принцип равенства этих индиви­дуальных прав и свобод определяет вместе с тем и их пределы, рамки их всеобщего признания и реализации. В Конституции (п. 3 ст. 17) границы такого взаимосогласованного действия различных индивидуальных прав и свобод определены следующим образом: "Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц".

Такая присущая новой Конституции принципиальная ориен­тация на права и свободы человека как исходное правовое нача­ло — это не просто учет уроков нашего прошлого и современных международно-правовых требований в данной области, но и по сути своей верная и обоснованная правовая позиция.

Конечно, права и свободы человека как определенный право­вой принцип и реальное правовое содержание — явление социаль­но-историческое, общественное, а не непосредственно природное. Это, казалось бы, плохо согласуется с естественноправовым поло­жением Конституции о том, что основные права и свободы челове­ка принадлежат каждому от рождения. Но данное положение вовсе не отрицает социально-исторический смысл и характер прав и свобод человека и права в целом. Ведь с рождением человека как естественным явлением Конституция связывает момент принад­лежности, а не происхождения прав и свобод человека.

Использование в Конституции новой для нас естественнопра­вовой конструкции прирожденных прав и свобод человека по су­ществу направлено против ранее господствовавших в нашей тео­рии и практике представлений об октроированном (дарованном свер­ху официальными властями) характере прав людей. Антиэтатиче-ский смысл данной конструкции очевиден: основные права и сво­боды принадлежат каждому по безусловному естественному осно­ванию (в силу природного факта рождения), а не в зависимости от диктуемых государством условий, не по усмотрению, воле и реше­нию властей. Определенная стилизация под естественное право призвана здесь продемонстрировать исходную и безусловную сво­боду, правомочность и правосубъектность любого индивида в его

376 Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства

отношениях со всеми остальными — государством, обществом, дру­гими индивидами.

Логика такого правопонимания понятна: без свободных инди­видов, без прав и свобод человека невозможно и само право как таковое. Ведь право как необходимая форма свободы вообще воз­можно и имеет смысл лишь при наличии свободных и независимых индивидов—субъектов права. И только там, где индивиды (физи­ческие лица) свободны и правосубъектны, в принципе возможна правосубъектность и надиндивидуальных образований, так назы­ваемых юридических лиц (различных объединений, организаций, институтов, государства в целом), возможны правовые отношения и правопорядок вообще.

Право вообще и права человека — это не различные (по своей сути, функциям и назначению) феномены, ведущие независимую друг от друга жизнь, а явления принципиально одного порядка, одной сущности. Права человека (в тех или иных формах и объе­мах их бытия и выражения) — это необходимый, неотъемлемый и неизбежный компонент всякого права, определенный (а именно — субъектно-человеческий) аспект выражения бытия и осуществле­ния формы свободы и равенства людей. Право без прав человека так же невозможно, как и права человека — без и вне права. В долгой и трудной истории формирования и утверждения такого понимания смысла и значения права существенную роль сыграли представления о прирожденных и неотчуждаемых естественных правах человека, которые должны быть признаны и гарантирова­ны публичными властями и законами в качестве фундаментальной основы общественной и политической жизни.

В русле и на основе такого правопонимания в новой Конститу­ции (глава 2) закреплен широкий круг личных, политических, со­циальных и экономических прав и свобод человека и гражданина, соответствующий в целом современным международным стандар­там и уровню конституционных требований в современных демо­кратически развитых странах. При этом подчеркивается, что пере­чень конституционно закрепленных в них прав и свобод не являет­ся исчерпывающим и не должен толковаться в ущерб другим пра­вам и свободам человека и гражданина.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются, по Конституции (п. 4 ст. 15), составной частью ее правовой системы. Если при этом международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то при­меняются правила международного договора.

Эти положения существенны как для действующего права в целом, так и для прав человека и гражданина, что специально за­крепляется в п. 1 ст. 17 Конституции: "В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражда-