logo search
Философия1

Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву

377

нина согласно общепризнанным принципам и нормам международ­ного права и в соответствии с настоящей Конституцией"1.

В перечне конституционных прав и свобод принципиальное значение имеет закрепление права каждого на частную собствен­ность, включая право частной собственности на землю (ст. 35 и 36 Конституции). Сюда относится и признаваемое за каждым право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом (ст. 34 Конституции).

Наряду с защитой собственности Конституция (ст. 37) закреп­ляет свободу труда, запрещает принудительный труд, признает право на индивидуальные и коллективные споры с использованием различных законных средств, включая и право на забастовку.

Новый подход отчетливо проявляется в формулировке и всех других прав и свобод. В этой связи показательно признание таких прав и свобод, которые ранее вообще оставались вне рамок социа­листических конституций. В числе этих прав и свобод — право каждого на жизнь и свободу, право каждого свободно выезжать за пределы России и право гражданина России беспрепятственно воз­вращаться в Россию, право каждого на свободный поиск и распро­странение информации в условиях свободы массовой информации и запрета цензуры, право коллективных обращений в государст­венные органы, право каждого не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников и т. д.

Конституция (п. 3 ст. 55) предусматривает возможность огра­ничения прав и свобод человека и гражданина федеральным зако­ном только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При этом в Конституции (ст. 56) подчер­кивается, что и в условиях чрезвычайного положения не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные в ряде статей Кон­ституции. Речь, в частности, идет о таких правах, как право каждо­го на жизнь, на достоинство личности, на неприкосновенность част­ной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доб­рого имени, на свободу совести и свободу вероисповедания, на жи­лище, на судебную защиту его прав и свобод, на возмещение госу­дарством вреда, причиненного незаконными действиями (или без­действием) органов государственной власти или их должностных лиц, и о некоторых других правах и свободах.

В этой связи предстоит большая работа по имплементации положений Междуна­родных пактов по правам человека и других международно-правовых документов, по приведению внутреннего законодательства России (общефедеративного и зако­нодательства субъектов Российской Федерации) в соответствие с международно-правовыми требованиями. Принятие России в 1996 г. в Совет Европы и ее присое­динение к Конвенции о защите прав человека и основных свобод заметно актуали-аировали данную проблему.

378 Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства

Конституционные положения о правах и свободах человека и гражданина, по логике и смыслу юридического типа правопонима-ния, имеют двоякое значение: эти положения значимы не только в плане проблем индивидуальной правоспособности и правосубъ-ектности, но в качестве исходных правовых начал имеют одновре­менно и всеобщее регулятивное значение и выступают как обще­обязательный правовой стандарт и конституционное требование к правовому качеству официальных нормативных актов, к органи­зации и деятельности всех ветвей государственной власти и долж­ностных лиц.

В этом своем общерегулятивном значении конституционные положения о правах и свободах человека и гражданина являются наиболее важным и, в конечном счете, единственным настоящим критерием наличия или отсутствия, соблюдения или отрицания права вообще, критерием правового характера действующего за­конодательства (законов и всех других источников "позитивного права"), правового типа организации и деятельности различных государственных властей и государства в целом.

В этой связи показательно, что наряду с характеристикой прав и свобод человека в качестве высшей ценности и признанием неот­чуждаемого и прирожденного характера основных прав и свобод человека в новой Конституции одновременно подчеркивается об­щезначимость и обязательность этих прав и свобод для всего госу­дарства в целом: "Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства" (ст. 2).

В новой Конституции содержится также и ряд других специ­альных норм, конкретизирующих общерегулятивное значение прав и свобод человека и гражданина для других компонентов правового государства. Существенное положение об этом содержится в ст. 18, согласно которой права и свободы человека и гражданина "опреде­ляют смысл, содержание и применение законов, деятельность за­конодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием".

Если данная статья в позитивной форме содержит требование правового закона, правового характера (соответствия праву) дея­тельности всех ветвей государственной власти и органов местного самоуправления, то в другой статье Конституции (п. 2 ст. 55) содер­жится прямой запрет антиправового (правонарушающего) зако­на: "в Российской Федерации не должны издаваться законы, отме­няющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина". Важная в этом плане норма содержится и в п. 3 ст. 15 Конституции: "Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, сво­боды и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения".

Эти конституционные положения относятся не только к нор­мативно-правовой системе (нормативно-правовому компоненту)