logo search
Философия1

Глава 7. Юридическая концепция общего блага

69

ской или социальной в данном контексте имеют идентичный смысл, поскольку в обоих случаях речь идет о справедливом способе (с позиций естественного права) выражения и защиты блага всех чле­нов социума (сообщества) в условиях его политической (государст­венной) формы организации.

Общее благо членов данного социально-политического сообще­ства — это благо всех его членов на основе естественноправового (и, следовательно, общесправедливого) признания блага каждого. По своей естественноправовой сути общее благо всех и благо каж­дого — это одно и то же. Для признания, реализации и защиты такой концепции общего блага объективно необходимы (в силу объ­ективной социально-политической природы человека) общая власть (государство) и общеобязательные законы, соответствующие тем же всеобщим требованиям естественного права и естественноправовой справедливости. При этом государство, выражающее и защищаю­щее общее благо, представляет собой "дело народа" (res populi) и одновременно "общий правопорядок" (Цицерон). Аналогично обсто­ит дело и в естественноправовой концепции государства (полиса) Аристотеля.

С позиций естественноправовой трактовки общее благо, госу­дарство и законы — это необходимые формы выражения объек­тивной природы человека как существа социального (политическо­го) и разумного. Здесь социальность, политичность и разумность человека по существу совпадают. Разумно понятая социальность (политичность) человека — это общее благо, государство и законы, соответствующие требованиям естественного права.

Общая социальность (политичность) и разумность людей, лежащая в основе концепции общего блага, предполагает свобо­ду и равенство людей как членов данного социального (и поли­тического) целого, как субъектов этого "общего правопорядка". При этом античная концепция общего блага исходит из деления людей на свободных и несвободных. Несвободные находились вне пределов общего блага членов данной социально-политической общности, граждан государства, субъектов "общего правопоряд­ка" и субъектов права вообще. Христианство как религия свобо­ды сыграла всемирно-историческую роль в преодолении этого коренного порока античной теории и практики и в утверждении всеобщей свободы и равенства людей. Это принципиальное об­стоятельство нашло свое отражение и в соответствующих хри­стианских доктринах естественного права, общего блага, спра­ведливости, государства.

Общее благо — это признание и результат естественноправо­вого равенства индивидуальных благ. В концепции общего блага, таким образом, представлена правовая модель выявления, согласо­вания, признания и защиты различных, во многом противоречащих Друг другу интересов, притязаний, воль членов данного сообщества

70