logo search
Философия1

2. Проблема общего блага в постсоциалистической России

В России понятие общего блага в его правовом (и государст­венно-правовом) смысле и значении не получило, за редким ис­ключением, сколько-нибудь широкого распространения, не ста­ло заметной и значимой частью и компонентом духовного и прак­тического опыта в деле правовой организации общественной и политической жизни. В целом это связано со специфическими социально-историческими факторами и условиями развития стра­ны, с трудностями (не преодоленными до наших дней) формиро­вания правового типа организации публичной власти, с утвер­ждением прочного правопорядка в частных и публичных отно­шениях.

Само понятие "благо", принятое в православном христианстве, занимавшем в России подчиненное от властей положение, относи­лось к трансцендентальной божественной сфере, а не к делам мира сего, не к светской области, не к организации социальных и полити­ческих форм жизни людей, не к их правам, свободам, интересам. Так что понятие "благо" в российской традиции — кроме отдель­ных случаев светской трактовки этого понятия некоторыми пред­ставителями русской политико-правовой мысли (прежде всего сто­ронниками просвещенной монархии) — осталось по преимуществу в православно-религиозном словаре, не получило реального право­вого значения и определения, не стало категорией действительной правовой и государственной жизни. Там, где нет свободных инди-

I