logo search
Философия1

Раздел I. Общие проблемы философии права

в качестве их блага, возможного и допустимого с точки зрения еди­ной и равной для всех правовой нормы. Лишь согласуемые, с пози­ций такой общей правовой нормы, различные интересы разных лиц могут быть квалифицированы как благо индивидов и общее благо. Понятие "благо" (индивидуальное и общее) включает в себя, таким образом, различные интересы, притязания, воли различных субъ­ектов (физических и юридических лиц) лишь в той мере, в какой они соответствуют общей правовой норме, отвечают единым крите­риям правовых запретов и дозволений, возможны и допустимы в рамках общего правопорядка. В этом смысле можно сказать, что понятие "благо" — это юридически квалифицированный инте­рес (притязание, воля и т. д.).

Согласно концепции общего блага, в многообразии сталкиваю­щихся между собой различных целей, интересов, притязаний, воль членов данного сообщества правовой путь к общему согласию со­стоит в нахождении, утверждении и действии соответствующей регулируемой ситуации всеобщей правовой нормы — конкретиза­ции принципа естественноправовой справедливости.

Ценность права как объективно необходимой всеобщей фор­мы свободы (математики свободы людей) проявляется, в частно­сти, в том, что правовой тип регуляции, правовая общность и правовое единство (в отличие от многих других регуляторов и способов достижения единства и согласия) означают сохране­ние, а не отрицание и устранение различий интересов, притяза­ний, воль отдельных субъектов, этого необходимого свойства свободной и развивающейся жизни, ее творческого начала, бо­гатства и потенциала.

Всеобщее правовое начало, представленное в общем благе, — это формальное единство различий, то общее, что объединяет раз­личия, т. е. та всеобщая правовая форма и норма, тот всеобщий масштаб, в которых выражена сама возможность сосуществования этих различий по общей для всех них (и их носителей — субъек­тов) норме равной свободы. Общее благо тем самым — это не отри­цание различий интересов, притязаний, воль, целей и т. д. отдель­ных субъектов, а общее условие их возможности. Право не подчи­няет себе жизнь, не унифицирует разные интересы, не уничтожает свободу воли отдельных субъектов и т. д., а лишь представляет и выражает необходимый порядок (нормы, формы, масштабы, инсти­туты, процедуры) для равного, одинаково свободного для всех внеш­него проявления этих различий.

Действительное согласие различных, неизбежно противореча­щих друг другу и конфликтующих целей, интересов, воль, притя­заний и т. д. — при условии признания и сохранения как самих этих различий, так и свободы и правосубъектности их носителей — возможно лишь на почве права и в рамках определенного право­порядка. , , . , .. .,....,

*• 'ч- -Г- >>J •*(, • L.-V'S'I'V:*'«' i -'-i т-, '-V '.«V*-' , 'ft* '-1 " " j l-1 ':-'*'•*.. ''*i' •* V "--' -.,. т -^ УЧ i' V