logo search
Философия1

Глава 7. Юридическая концепция общего блага 1. Общее благо как категория права

* Понятие "общего блага" относится к числу фундаментальных идей и принципов всей европейской социальной, политической и правовой культуры. Сам термин "bonum commune" (общее благо), утвердившийся в средние века, встречается впервые у Сенеки, однако данное понятие по существу разрабатывалось уже древне­греческими авторами (Демокрит, Платон, Аристотель и др.), а за­тем Цицероном и римскими юристами. Большое внимание идее общего блага уделяли мыслители средневековья и нового времени (Фома Аквинский, Греции и др.).

Ряд содержательных положений, сыгравших важную роль в формировании понятия "общее благо", был разработан древнегре­ческими мыслителями, особенно Аристотелем. Так, в своем учении о политике Аристотель отмечал, что политика — наука о высшем благе человека и государства — полиса (Этика, I, 1). При этом под "высшим благом" в телеологическом подходе Аристотеля по суще­ству имеется в виду во многом то же самое, что в дальнейшем стали называть "общим благом". Государство (полис), по Аристоте­лю, — высшая форма общения, и в этой политической форме обще­ния и организации жизни людей все остальные формы общения (семья, ^селение) достигают своего завершения. В государстве (по­литической форме общения) завершается генезис политической природы человека, и человек, согласно Аристотелю, достигает сво­ей высшей цели (благой жизни). Государство (полис) и представ­ленные в нем высшее благо и справедливость являются выраже­ниями политической природы человека и тем самым носят естест-венноправовой характер.

"Общее благо" у римских авторов (у Цицерона, Сенеки, рим­ских юристов, стоиков), как и "высшее благо" у Аристотеля, коре­нится в естественном праве и является выражением естественно-правовой справедливости. Реальный источник "общего блага" (или "высшего блага") и его естественноправового характера — объек­тивная природа человека, поскольку человек по природе своей — существо политическое (Аристотель), социальное (римские авто­ры). Причем эти характеристики природы человека как политиче-