logo search
Философия1

Раздел V. История философии права и современность

Но связь права с нравственностью, замечает Соловьев, дает возможность говорить и о "христианском государстве" и в этой связи также и о прогрессивной задаче государства, состоящей в том, чтобы "улучшать условия этого существования, содействуя свободному развитию всех человеческих сил, которые должны стать носительницами будущего совершенного состояния и без которых, следовательно, Царство Божие не могло бы осуществиться в чело­вечестве"1. Согласно "христианскому правилу общественного про­гресса" необходимо, чтобы государство "как можно вернее и шире обеспечивало внешние условия для достойного существования и совершенствования людей"2.

Защищая сам принцип частной собственности, коренящейся в самом существе человеческой личности, Соловьев подчеркивает, что принцип права требует ограничения частного произвола в пользу общего блага. С этих позиций он критикует реалии капитализма (плутократию) и идеи социализма. "Экономическая задача государ­ства, действующего по мотиву жалости, — писал Соловьев, — состо­ит в том, чтобы принудительно обеспечить каждому известную ми­нимальную степень материального благосостояния как необходимое условие для достойного человеческого существования"3.

Таким образом, у Соловьева речь по существу идет не только о правовом, но и о социальном государстве (в его христианско-нравственной трактовке).

Государство трактуется Соловьевым как "средняя обществен­ная сфера между Церковью, с одной стороны, и материальным об­ществом — с другой"4. Нормальное отношение между церковью и государством, согласно Соловьеву, выглядит так: государство при­знает за вселенской Церковью принадлежащий ей высший духов­ный авторитет, обозначающий общее направление доброй воли че­ловечества и окончательную цель ее исторического действия, а цер­ковь предоставляет государству всю полноту власти для согласова­ния законных мирских интересов и политических дел с этой выс­шей волей и требованиями окончательной цели, так чтобы у церкви не было никакой принудительной власти, а принудительная власть государства не имела никакого соприкосновения с областью рели­гии. "Христианская церковь, — подчеркивает Соловьев, — требует христианского государства"5.

По сути дела в такой концепции соотношения церкви и госу­дарства речь идет именно о подчинении государства и государст­венной жизни идеологии и целям христианской церкви. Эта же самая идея (религиозно-христианские идеалы и представления как

1 Там же. С. 391, 392.

2 Там же. С. 40—41.

3 Там же. С. 395.

4 Там же. С. 394.

5 Там же. С. 338.

541