logo search
Философия1

Глава 4. Философия права в России

535

ливость, — пишет он, — есть несомненно понятие нравственного порядка"1. С подобной этизацией справедливости связано и при­сущее позиции Соловьева понимание права как нравственного явления.

Соловьев говорит о "коренной внутренней связи между пра­вом и нравственностью" и считает, что в терминах правда и закон "одинаково воплощается существенное единство юридического и этического начал"2. Вместе с тем он признает и "существенное раз­личие между ними"3, которое сводится им к трем следующим пунк­там. Во-первых, нравственное требование (требование нравствен­ного закона) по существу является неограниченным и всеобъемлю­щим, оно предполагает нравственное совершенство или, по край­ней мере, безусловное стремление к нравственному совершенству. Напротив, закон юридический по существу ограничен и вместо со­вершенства требует низшей, минимальной степени нравственно­го состояния, требует лишь фактической задержки известных край­них проявлений злой воли. Поэтому в соотношении с нравственно­стью "право (то, что требуется юридическим законом) есть низший предел, или некоторый минимум, нравственности, равно для всех обязательный"*. Эта характеристика содержится и в "Оправдании добра": "право есть низший предел или определенный минимум нравственности"5.

Соловьев при этом подчеркивает, что между нравственным и юридическим законом здесь нет противоречия; напротив, вто­рой предполагается первым: без исполнения меньшего нельзя ис­полнить большего. С другой стороны, хотя юридический закон и не требует высшего нравственного совершенства, но он и не отри­цает его.

Во-вторых, отличие нравственности от права состоит в том, что высшие нравственные требования не предписывают заранее никаких внешних определенных действий, а предоставляют само­му идеальному настроению выразиться в соответствующих дейст­виях применительно к данному положению, причем "эти действия сами по себе нравственной цены не имеют"6 и никак не исчерпыва­ют бесконечного нравственного требования. Напротив, юридический закон имеет своим предметом реально определенные внешние дей­ствия, совершением или несовершением которых исчерпывается соблюдение требований этого закона. "С точки зрения юридиче­ской, — замечает Соловьев, — важно именно объективное выраже­ние нашей воли в совершении или недопущении известных деяний.

1 Там же.

' Там же. С. 105, 106.

Там же. С. 106. | Там же. С. 108. t Соловьев B.C. Оправдание добра. С. 328.

Соловьев B.C. Нравственность и право. С. 108.

536