logo search
Философия1

Глава 4. Философия права в России

537

с этой точки зрения так: право есть исторически подвижное опре­деление необходимого принудительного равновесия двух нравст­венных интересов — личной свободы и общего блага"1.

В этой связи Соловьев отмечает как "консерватизм в праве", так и "прогресс в праве, или неуклонное тяготение правовых поло­жений к правовым нормам, сообразным, хотя и нетождественным с нравственными требованиями"2.

Взаимосвязь нравственности и права, одинаково необходи­мая для них обоих, в целом выглядит в трактовке Соловьева сле­дующим образом: между идеальным добром и злой действительно­стью есть "промежуточная область права и закона, служащая во­площению добра, ограничению и исправлению зла. Правом и его воплощением — государством — обусловлена действительная ор­ганизация нравственной жизни в целом человечестве"3. Без права нравственная проповедь, лишенная объективной опоры в реальном мире, осталась бы только невинным пустословием, а само право, при полном отделении его формальных понятий и учреждений от их нравственных принципов и целей, потеряло бы свое безусловное нравственное основание и в сущности уже ничем более не отлича­лось бы от произвола.

Для того, чтобы человек был нравственно свободным и свобод­но стремился к нравственным вершинам, ему, замечает Соловьев, должна быть предоставлена и "некоторая свобода быть безнрав­ственным. Право в известных пределах обеспечивает за ним эту свободу, нисколько, впрочем, не склоняя пользоваться ею"4.

Право в интересах личной свободы дозволяет людям быть злы­ми, не вмешивается в их свободный выбор между добром и злом, но в интересах общего блага право препятствует злому человеку стать злодеем, опасным для самого существования общества. "Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он — оо времени не превратился в ад"5. Такой ад грозит человечеству с двух сторон: нарушение пра­вильного равновесия между личным и общим интересом в пользу личного произвола, разрушающего общественную солидарность, грозит "жгучим адом анархий", а нарушение в пользу обществен­ной опеки, подавляющей личность, грозит "ледяным адом деспо­тизма"6.

С этим связана и высокая оценка Соловьевым роли и значе­ния юридического закона как общепризнанного и безличного оп­ределения права и должного равновесия между частной свободой

1 Соловьев B.C. Оправдание добра. С. 331.

Там же. С. 36. 3 Там же. С. 326. * Там же. С. 331.

Там же. С. 332.

Там же.

538