logo search
Философия1

Глава 4. Философия права в России ••*""*'»** */ »,»«

тин) и континентального юридического позитивизма ("ранний" Р. Иеринг, К. Бергбом и др.). В содержательном плане его взгляды и труды по теории права и гражданскому праву отвечали задачам развития русского права и русской юриспруденции в период фор­мирования в России буржуазного законодательства.

Критикуя исторически сложившуюся философию права как философию естественного права (с его противопоставлением по­зитивному праву и т. д.), Шершеневич замечает, что она создана философами, профессионально не знавшими действительного права и задач правоведения1. В противовес этому Шершеневич высту­пает за философию позитивного права, которая своими критиче­скими исследованиями действующего права и понятийного аппа­рата юриспруденции и своими предложениями о совершенствова­нии права (положениями о том, каким должно быть право) долж­на решать важные задачи правоведения "в сфере критики и по­литики"2 права.

Такая позитивистская философия права, согласно Шершене-вичу, включает в себя общую теорию права (в качестве теоретиче­ской части философии права), историю философии права и поли­тику права.

Неопозитивистские взгляды в их экстремистской версии раз­вивал В.Д. Катков, который утверждал, что "право есть закон в широком смысле", и стремился полностью преодолеть понятие "пра­во" как "плод схоластики и рабства мышления" и заменить "право" властным "законом"3. "Нет, — писал он, — особого явления "пра­во", в том смысле, в каком существуют такие особые явления, как "закон", "государство", "правило" или "норма поведения"4".

Заметное развитие — в целом с позитивистских позиций — в доре­волюционной России получили социология права и психология права5.

Так, различные концепции социологии права в конце XIX — начале XX в. развивали Н.М. Коркунов (право как разграниче­ние интересов, как "должный порядок общественных отношений"), М.М. Ковалевский (либеральная генетическая социология права как часть общей социологии, историко-сравнительная юриспру­денция, обусловленность права "ростом культуры и гражданст­венности"), СА. Муромцев (либеральная концепция права как правопорядка — совокупности юридических отношений).

Оригинальная психологическая теория права была разработа­на Л.И. Петражицким (1867—1931), согласно которому право есть

517

1 См. подробнее: Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978. С. 30 и ел.; Кузнецов Э.Ф. Указ. соч. С. 48—50.

2 Шершеневич Г.Ф. Философия права. Т. I. Вып. 4. М., 1911. С. 805.

3 Каткое В.Д. Реформированная общим языковедением логика и юриспруденция-Одесса, 1913. С. 407. * Там же. С. 391. 8 См. подробнее: Зорькин В.Д. Указ. соч. С. 102 и ел. * -

психический фактор общественной жизни, "этические пережива­ния, эмоции которых имеют атрибутивный характер", т. е. связаны с притязанием1. "Наши права, — отмечал он, — суть закрепленные за нами, принадлежащие нам, как наш актив, долги других лиц"2.

Что же касается права как объективной системы норм, то это, согласно Петражицкому, "фантазия", "эмоциональная проекция" — "императивно-атрибутивные нормы (проекционное объективное право)"3. В своей концепции "политики права" Петражицкий (как и с других позиций — Муромцев, Ковалевский, Чичерин, Новго­родцев, Б.А. Кистяковский и другие либеральные русские юристы) выступал за реформистский путь преобразования России в парла­ментарное, конституционно-правовое государство.

В философско-правовых воззрениях Б.А. Кистяковского4 идеи неокантианства и трактовка естественного права в духе ценностей либерализма, неотчуждаемых прав и свобод личности, правовой государственности и т. д. сочетались с религиозно-нравственным восприятием "правды социализма" (H.A. Бердяев) в смысле необхо­димости справедливого решения социального вопроса и защиты неимущих на основе христианских представлений об осуществле­нии "солидарных интересов людей"5.

Так, в очерке "Государство и личность", который представлял собой доработку его более ранней статьи "Государство правовое и социалистическое" (1906 г.), Б.А. Кистяковский, характеризуя пра­вовое государство как "высшую форму государственного бытия", выработанную до сих пор человечеством, продолжает: "В идеале утверждаются и постулируются более высокие формы государст­венности, например, социально-справедливое или социалистическое государство"6. Такое социалистическое государство, по представле­ниям Б.А. Кистяковского, тоже будет правовым государством, его дальнейшим развитием после капитализма, в условиях превраще­ния "собственности привилегированных групп в общенародное дос­тояние"7.

Либерально-социалистические взгляды в то время развивали и некоторые другие мыслители (в основном бывшие "легальные" марксисты).

В 1909 г. (с участием Б.А. Кистяковского) вышел в свет сбор­ник статей известных философов и публицистов о русской интел-

Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственно­сти. СПб., 1909. С. 85. з Там же. С. 51. t Там же. С. 42, 86—87.

Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социаль­ных наук и общей теории права. М., 1916.

Там же. С. 554. , Там же. С. 556.

Там же. С. 576 :•

М

518